2.3. Привод постоянной частоты вращения как объект регулирования частоты
Для исследования статики и динамики процессов регулирования частоты генераторов необходимо иметь дифференциальные уравнения элементов системы регулирования. Характер процессов зависит от свойств объекта регулирования — привода постоянной частоты вращения. В общем случае процесс регулирования частоты связан с процессом регулирования напряжения синхронного генератора, т. е. система генератор — привод является двухмерной системой регулирования. Для агрегата, состоящего из привода и синхронного генератора, уравнение равновесия моментов на валу имеет вид
(2.16)
где МПР — момент, развиваемый ППЧВ; МГ — момент нагрузки, создаваемый генератором; I — момент инерции всех орошающихся частей, приведенный к валу генератора; ω — угловая скорость выходного вала ППЧВ.
Момент, создаваемый приводом, зависит от угловой скорости авиационного двигателя ωад, угловой скорости выходного вала ППЧВ ω и от углового положения регулирующего органа γ (угла наклона управляемой шайбы гидронасоса гидравлического ППЧВ или угла поворота дроссельной заслонки пневматического привода):
(2.17)
Момент нагрузки синхронного генератора зависит от его активной мощности Ри и угловой скорости вращения ω:
МГ = Ра/ω (2.18)
Если полагать, что нагрузка генератора носит активно-индуктивный характер, причем индуктивность и активное сопротивление подключены параллельно, то уравнение (2.I8) можно записать в виде
МГ = U2 / (Rω). (2.19)
где U — напряжение па зажимах генератора
Уравнения (2.16). (2.17), (2.19) являются нелинейными, что затрудняет их анализ. Но если рассматривать процесс в квазиустановившемся режиме, т.е. когда отклонения всех переменных незначительны от их установившегося значения, то уравнения (2.16). (2.17), (2.19) можно заменить приближенными линейными.
Тогда уравнение (2.16) примет вид
(2.20)
Уравнение (2.17)
(2.21)
а уравнение (2.19)
(2.22)
где
Индекс «о» соответствует значению параметра в установившемся режиме.
Подставляя (2.22) и (2.21) в (2.20), получим
. (2.23)
Уравнение (2.23) можно представить в безразмерной форме, разделив правые и левые его части на установившееся значение момента.
.
После соответствующих преобразований
(2.24)
где ν =Δω/ωо — относительное изменение угловой скорости выходного вала ППЧВ; σ = Δγ/γо — относительное изменение положения регулирующего органа; u = ΔU/Uo— относительное изменение напряжения генератора; ρ = ΔR/Rо —относительное изменение активного сопротивления нагрузки; νад = Δωад/ωад0 — относительное изменение возмущающего воздействия угловой скорости авиационного двигателя.
В операторной форме при нулевых начальных условиях уравнение (2.24) записывается в виде
(2.25)
где ТМ = Iωo/Mo – постоянная времени привода; – коэффициент самовыравнивания привода; – коэффициент усиления привода по параметру управления; – коэффициент, характеризующий влияние возмущающего воздействия.
Коэффициент самовыравнивания SМ характеризует статическую устойчивость привода. При SM > 0 привод постоянной скорости статически устойчив.
Рассмотрим несколько вариантов взаимного расположения механических характеристик генератора и привода (рис. 2.9). Точка m на этих графиках характеризует равновесное состояние, когда Мпр (ω) = МГ (ω) = М0.
На рис. 2.9.а показан случай, когда SМ>0. При случайном увеличении угловой скорости на величину Δω момент привода Мпр становится меньше момента нагрузки МГ создаваемого генератором (Мг > /МПР), и привод притормаживается до тех пор, пока угловая скорость не достигнет значения ωо.
Рис. 2.9. Зависимость момента привода и генератора от угловой скорости: а – SM>0; б – SM=0; в – SM<0.
При уменьшении угловой скорости на Δω Мг<Мпр, и привод будет разгоняться до тех пор, пока не наступит первоначальное состояние равновесия ωо, Мо.
На рис. 2.9, б изображено соотношение характеристик, соответствующее SМ = 0. Как следует из уравнения (2.25), в этом случае привод представляет собой интегрирующее звено, у которого нет положения устойчивого равновесия. Для расположения кривых моментов привода и генератора (рис. 2.9, в, SM < 0) любое отклонение угловой скорости от своего значения при равновесном состоянии ωо, Мо приводит к нарушению устойчивости системы; при случайном небольшом увеличении угловой скорости Мпр< Мг, и скорость продолжает расти; при ее уменьшении Мпр < Мг угловая скорость продолжает уменьшаться и привод останавливается, т. е. система находится в неустойчивом состоянии.
Из приведенного анализа следует, что с точки зрения устойчивости системы регулирования частоты предпочтительно иметь ППЧВ с жесткими механическими характеристиками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.