Пробу авиационного масла или рабочей жидкости в объеме не менее 100 см3, перемешивают в течение 5 мин в сосуде, заполненном не более чем на 3/4 его вместимости. В противном случае она будет неравномерно перемешана. Если вязкость авиационного масла при температуре 50 °С больше 75 мм2/с (сСт), то такое авиационное масло предварительно нагревают до температуры 50—60 °С, соблюдая меры предосторожности, определяемые правилами пожарной безопасности.
Дистиллированную воду ибензин проверяют на нейтральность с помощью рН-метра или индикаторным методом по той же методике, что и при подготовке к испытаниям авиационного бензина по ГОСТ 6307—75.
Проведение испытания
В делительную воронку помещают 50 см3 дистиллированной воды. Содержимое воронки перемешивают взбалтыванием в течение 5 мин, не допуская образования эмульсии. После 10—15 мин отстаивания нижний водный слой сливают через воронку с бумажным фильтром в коническую колбу.
Если при смешивании пробы авиационного топлива с водой образуется эмульсия, то водорастворимые кислоты и щелочи экстрагируют, обрабатывая авиационное топливо водно-спиртовым раствором в соотношении 1 : 1, нагретым до 50—60 °С (вместо дистиллированной воды).
В полученных водных или спиртовых вытяжках определяют присутствие водорастворимых кислот и щелочей по реакции среды (рН) или с помощью индикаторов.
Для определения содержания водорастворимых кислот и щелочей по реакции среды (рН) в стакан помещают 35—40 см3 вытяжки, погружают электроды на глубину 10—12 мм и замеряют величину реакции среды в соответствии с требованиями по эксплуатации рН-метра.
Для определения содержания водорастворимых кислот с помощью индикаторов в одну пробирку помещают 1—10 см3 водной вытяжки, а в другую пробирку — дистиллированную воду в том же объеме. В первую пробирку добавляют 2 капли раствора индикатора метилового оранжевого и сравнивают цвет водной вытяжки с цветом того же объема дистиллированной воды во второй пробирке, в которую также добавляют 2 капли раствора индикатора метилового оранжевого. Окрашивание водной вытяжки в розовой цвет указывает на наличие в пробе авиационного топлива водорастворимых кислот.
В другую пробирку с 1—10 см3 водной вытяжки добавляют 3 капли индикатора фенолфталеина. Одновременно добавляют 3 капли индикатора фенолфталеина в такое же количество дистиллированной воды и сравнивают цвет водной вытяжки и дистиллированной воды в этих пробирках. Окрашивание водной вытяжки в розовый или красный цвет указывает на наличие водорастворимых щелочей.
Авиационное топливо считается не содержащим водорастворимых кислот и щелочей при отсутствии розовой или красной окраски вытяжки от добавления индикаторов фенолфталеина или метилового оранжевого.
В делительную воронку помещают 50 см3 испытуемого авиационного масла или рабочей жидкости и50 см3 дистиллированной воды, нагретых до температуры 50—60 °С. Если вязкость авиационного масла при 50 °С более 75 мм2/с (сСт), то его предварительно смешивают при температуре окружающей среды с 50 см3 авиационного бензина. Затем добавляют 50 см3 дистиллированной воды, подогретой до температуры 50—60 °С.
Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин, не допуская образования эмульсии.
Если при смешении авиационного масла или рабочей жидкости с водой образуется эмульсия, то водорастворимые кислоты и щелочи экстрагируют, обрабатывая авиационное масло или рабочую жидкость спиртовым раствором в соотношении 1:1, нагретым до температуры 50—60 °С (вместо дистиллированной воды).
Далее испытания проводят по методике определения содержания
Рис. 1, Прибор для водорастворимых кислот и щелочей в авиационных бензинах.
определения нейтральности.
Обработка результатов
Результаты двух последовательных определений, полученные одним оператором на одних и тех же аппаратуре и пробе авиационного топлива в одинаковых условиях, признаются достоверными (при доверительной вероятности 0,95), если расхождения между ними не превышают значений, приведенных в табл. 1.
Результаты двух определений, полученные в разных лабораториях на одной и той же пробе авиационного топлива в одинаковых условиях, признаются достоверными (при доверительной вероятности 0,95), если расхождения между ними не превышают значений, приведенных в табл. 1
Таблица 1
Характеристика водной вытяжки авиационных топлив в зависимости от реакции среды (рН)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.