Курс лекций по дисциплине «Экономика»
для неэкономических специальностей
Тема 1. «Введение в экономику»
Предметом «Экономики» является изучение экономического поведения хозяйствующих субъектов, а также закономерностей и факторов экономического роста. Экономика познает условия деятельности, экономические явления и процессы, хозяйственную деятельность (производство, распределение, обмен, потребление).
«Экономика» изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения безграничных потребностей общества.
Основная проблема «Экономики» – потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Возможность различного (альтернативного) использования ограниченных ресурсов ставит перед людьми проблему рационального выбора. Экономика исходит из того, что человек ведет себя рационально, т.е. он стремится получать максимальную отдачу от ограниченных ресурсов. Получение максимального результата от минимальных затрат.
В основе существования всего общества и каждого человека лежит экономическая деятельность. А в основе экономической деятельности – человеческие потребности (нужды), т.е. стремление людей улучшать свое благосостояние. Результатом экономической деятельности являются товары и услуги (экономические блага, произведенные человеком).
Экономическую деятельность осуществляют экономические агенты или хозяйствующие субъекты:
1 уровень – домашние хозяйства;
2 уровень – предприятия, организации, фирмы;
3 уровень – государство.
Они решают три основных вопроса:
1. Что производить и сколько? (т.е. какие товары и услуги)
2. Для кого производить? (для какой конкретной группы населения)
3. Как производить? (при помощи чего, какие средства используем)
1) познавательная, позволяющая расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире; научно-позновательная – человек, изучающий экономическую науку, познает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно.
2) методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках; разработка средств, методов, инструментов для других экономических дисциплин.
3) практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики; непосредственное обеспечение экономических правил, т.е. каждый хозяйствующий субъект руководствуется принципами и законами экономической науки.
4) прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития; составить прогноз.
5) критическая,экономическая наука дает объективные оценки формам экономической жизни и теоретическим концепциям.
1. Эмпирический метод – сбор и описание фактов и событий. Опирается на данные наблюдений и экспериментов.
2. Статистический метод – количественный анализ собранной информации.
3. Причинно-следственный метод – выявление связей между отдельными явлениями. Создает логическую иерархию экономических категорий.
4. Позитивный и нормативный анализ:
Позитивный анализ – это выявление объективных закономерностей. Цель – констатация факта. Основной вопрос: что есть? и что может быть?
Нормативный анализ – предполагает оценочные суждения, выясняет благоприятно или нет данное экономическое явление. Основной вопрос: что будет если?
5. Метод научной абстракции – это выявление сущности предмета или явления и отвлечение от второстепенных деталей.
6. Методы нормативной логики – анализ (изучение явления по частям, разложение на части) и синтез (изучение явления в целом, в общем); индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).
7. Метод допущений («при прочих равных условиях») – при изменении рассматриваемых переменных остальные переменные остаются неизменными.
8. Экономическое моделирование – это построение моделей, отражающих экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними. На базе текстовой модели можно построить графические, математические и компьютерные модели.
Экономическая теория формирует:
– Экономические школы(меркантилисты, физиократы, классическая политэкономия, марксизм - основная теория стоимости, маржинализм – оценивает поведение людей с т. зрения набора; кейнсианство, неоклассическое направление, неокейнсианское направление, институтционализм, манитаризм, основное течение-main strewn).
– Прикладные экономические науки (бух. учет, менеджмент, маркетинг, финансы, банковское дело, АХД, РЦБ, коммерческая логистика и др.)
– Экономическую политику– это комплекс мер направленных на регулирование поведения экономических субъектов (агентов) и последствий их деятельности для достижения поставленных целей.
Экономические цели общества:
– экономический рост – производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг;
– обеспечение полной занятости (безработица);
– стабильный уровень цен (инфляция);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.