- разбиваем вал на участки;
- применяем метод сечений на каждом из участков вала для определения крутящих моментов;
- определяем опасное сечение вала;
- находим из условия прочности вала его диаметр;
- определяем углы закручивания на участках вала;
- строим эпюры крутящих моментов и углов закручивания вала.
Данный алгоритм реализуем при решение задачи:
1. Разбиваем вал на участки, учитывая изменение нагрузки на каждом из них: первый -АВ, второй - ВС и третий CD.
2. При кручении в поперечном сечении вала возникает внутренний силовой фактор - крутящий момент, который необходимо найти. Для этого применяется метод сечений. Рассмотрим первый участок АВ. Проводим сечение 1-1 и из условия равновесия отсеченной части определяем крутящий момент в этом сечение. Правило знаков крутящих моментов следующее: если при взгляде со стороны сечения направление крутящего момента против хода
Рис. 3
часовой стрелки, то он считается положительным; в противном случае знак момента отрицательный. Таким образом, на первом участке, в сечении 1-1, имеем крутящий момент:
Проводим на втором участке - ВС сечение 2-2 и определяем крутящий момент в данном сечение:
Аналогично определяем крутящий момент на третьем участке - СД в сечение 3-3:
3. Определяем опасное сечение вала. Вал является гладким, т.е. имеет постоянное поперечное сечение, поэтому опасным является сечение участка с наибольшим крутящим моментом, значит это все сечения участка 2, где
4. Находим диаметр вала из условия прочности при кручении:
,
отсюда полярный момент сопротивления
.
Известно, что для вала, т.е. бруса круглого сечения, работающего на кручение, полярный момент сопротивления зависит от диаметра вала d по выражению:
Отсюда находим формулу для диаметра вала и рассчитываем его величину:
мм.
Принимаем диаметр вала равным 190 мм.
5. Определяем углы закручивания ji на участках вала по выражению:
(1)
где МKi - крутящий момент на i - том участке вала; - длина участка вала; JP - полярный момент инерции участка вала, который является геометрической характеристикой поперечного сечения вала и определяется по формуле:
мм4;
произведение модуля сдвига на полярный момент сопротивления называется жесткостью вала при кручении. Она определяется и вычисляется так:
Н×мм2.
Подставляя значения величин в (1), определяем углы закручивания на участках вала:
- на третьем участке:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.