Освоение нефтяных месторождений, расположенных в северной части Тимано-Печорской провинции, постепенно набирает темпы. Объемы ежегодной добыче нефти имеют положительную динамику. В настоящее время на территории Ненецкого автономного округа открыто 78 месторождений нефти и газа, из которых лишь 4 находятся в разработке. Еще 16 месторождений нефти с извлекаемым запасом 300 млн т нефти подготовлены к разработке и освоению. Кроме того, запасы категории С1 в количестве 336 млн т учтены на 53 разведываемых месторождениях. Таким образом, территория Ненецкого автономного округа, учитывая падение нефти в Западной Сибири, становится одним из наиболее перспективных регионов России в плане развития нефтегазодобычи.
Добыча и транспортировка нефти относится к видам
хозяйственной деятельности, представляющим собой повышенную опасность для
населения и окружающей среды. Нефтяные углеводороды обладают высокими
токсическими и канцерогенными свойствами, поэтому при попадании их в воду,
воздух и почву
происходит ухудшение качества среды обитания человека и
животных, т. е. это влияет на их самочувствие, угрожает здоровью и самой жизни.
Особую опасность представляют техногенные катастрофы - аварийные разливы нефти и пожары, случающиеся как на самих месторождениях, так и во время транспортных операций. Аварии возникают главным образом из-за неудовлетворительного качества и ошибок при проведении изыскательских и проектных работ, низкого качества строительства, нарушений правил эксплуатации, а также вследствие стихийных природных явлений. Особенно значительный ущерб наносится арктическим и субарктическим экосистемам, период восстановления которых может длиться десятки лет.
Воздействие на окружающую среду при освоении нефтяных месторождений начинается уже при проектировании объектов в ходе проведения инженерных изысканий, когда проводятся масштабные полевые исследования. Обустройство и эксплуатация нефтяных месторождений, создание транспортной инфраструктуры, как и любое строительство промышленных объектов, осуществляются в три этапа: строительство, эксплуатация и ликвидация.
Для каждого этапа работ характерны свои источники загрязнения окружающей среды (ОС). Различна и степень воздействия на ее компоненты. Так, входе изыскательских работ главными источниками воздействия являются автотранспорт и экспедиционные отряды. В период строительства основными источниками нагрузки на ОС являются транспорт и изъятие строительных материалов. При эксплуатации сооружений наибольший ущерб может быть вследствие аварий - разливов нефтепродуктов и пожаров. Демонтаж оборудования и ликвидация промышленных объектов приводят к образованию большого количества мусора, вывоз и утилизация которого представляют собой непростую задачу.
Вместе с тем всем этим стадиям присущи и многие общие черты, а следовательно, и характер воздействия на компоненты природной среды, хотя масштабы воздействия заметно отличаются, поскольку зависят от видов работ и технологических процессов.
Воздействие на ОС зависит от интенсивности загрязнения природных компонент, степени изъятия природных ресурсов и вмешательства человека в естественные процессы жизнедеятельности флоры и фауны. Уровень воздействия определяется общим количеством загрязняющих вешеств, частотой выбросов, степенью опасности загрязнителей. Объем изымаемых природных ресурсов - грунтовых материалов, подземных и поверхностных вод, растительно-почвенного покрова и других – определяется масштабами строительства и особенностями технологий разработки месторождений и транспортировки нефти.
Воздействие на ОС методологически можно рассматривать с двух точек зрения: по объектно и по средам. В первом случае берется какой-нибудь объект, скажем, трубопровод, и рассматривается как он воздействует на отдельные компоненты природной среды; во втором случае поочередно рассматриваются компоненты среды и исследуется воздействие всех источников на каждую из них. Последний подход позволяет получить интегральные оценки для сред и обычно используется при разработке предпроектной и проектной документации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.