Такую возможность дает «змейка» - создание оперативной рабочей группы для работы над заданием.
4. Подведение итогов.
После выступления групп учитель ещё раз акцентирует внимание учащихся на современном толковании понятия «право», обращает их к словарю или к определению, данному в учебнике.
«Право – совокупность (система) норм, правил поведения, которые вырабатываются в человеческом обществе и закрепляются силой государства. Эти правила регулируют поведение людей, наиболее важные отношения между ними. За выполнением правил следит государство.
Литература:
Основы правовых знаний. 8-9 кл. Кн. I. Авт.: Володина и др.
Практикум по курсу «Основы правовых знаний».
Приложение
Задание для 1 группы
Вы в Древнем Вавилоне. Вавилоняне верили во многих богов. Внутри мира богов существовала иерархия, и каждый бог занимал определенное положение. Самым главным считался бог Шамаш - он был «осветителем земли, небесным судьей, озаряющим тьму сверху и снизу». Он судил все дела людей по справедливости и устанавливал порядок. В XVIII в. до н.э. во времена царя Хаммурапи на черном базальтовом столпе (его нашли при раскопках в Иране в 1902 г.) были записаны основные правовые нормы, которым должны были подчиняться люди. Люди верили, что эти законы дарованы богом, как и сама государственная власть.
Как понимали «право» в Древнем Вавилоне? Ваше отношение к такому пониманию права?
Задание для 2 группы
Вы в Древнем Риме. Вам повезло. Вам довелось услышать речь самого блестящего оратора Рима – Марка Тулия Цицерона:
«Имеется истинный закон, праведный разум, согласный с природой; он не изменен и вечен… Закон находится в согласии с природой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от преступления и коварства. Ни волей сената, ни волей народа никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он не изменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».
Как, по вашему мнению, Цицерон толковал право? Ваше отношение к такому толкованию права?
Задание для 3 группы
Вы находитесь в Древней Греции. Оказавшись в Афинах на одном из заседаний народного собрания, вы узнаете, что его постановление носит характер закона, которому все должны подчиняться. Философы и ораторы (Платон, Аристотель, Лисий) говорили, что в обществе существуют принципы – нормы, которые выражают разум, мудрость и справедливость природы. Они действуют независимо от государства и не устанавливаются им. От рождения люди обладают правом на свободу и жизнь.
Что такое право, согласно представлениям греков? Ваше отношение к такому толкованию права?
Задание для 4 группы
Вы оказались в Австрии начала XX столетия на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзена (1881-1973). Объясняя студентам юридические конституции, профессор говорит: «Государство устанавливает правила. Их нужно беспрекословно выполнять, иначе порядка не будет. Эти правила изложены в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных государственной властью. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая норма более сильна в сравнении с низшей. Государство – страж всех норм и принудительно заставляет их соблюдать».
Что есть право, согласно этому высказыванию? Ваше отношение к таковому толкованию права?
Авторы:
1. Войтко Марина Владимировна – учитель истории МОУ «Средняя школа № 56» г. Рязани.
2. Богатырева Наталья Алексеевна – руководитель методического объединения учителей истории Ряжского района, СШ №3, г. Ряжск.
3. Абрамкина Татьяна Алексеевна – учитель истории Ермо-Николаевской основной школы, Пителинского района.
4. Груздева Наталья Александровна – учитель истории Пителинской средней школы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.