Урок-мотивация
Тема: «Что такое право?»
(вводный урок в базовом курсе «Основы правоведения / урок погружения в тему в элективном курсе с одноименным названием)
Ожидаемый результат:
― учащиеся будут понимать разные значения понятия «право»;
― учащиеся овладеют понятием «правовая норма»
― учащиеся сумеют объяснить, в чем состоят отличия правовой нормы от иных норм.
Основные понятия: право, норма, социальные нормы, правовые нормы.
Ход занятия
1. Мотивация.
На первом уроке нового курса важно сразу же вызвать интерес к предмету, задать необходимую мотивацию. С этой целью учитель может предложить учащимся самостоятельно определить понятие «право».
Актуализировать знания учащихся возможно, используя различные приемы:
1) предложить учащимся конкурс «Кто лучше готов к изучению нового предмета?», для которого учащиеся могут быть разделены на группы с заданием: подготовить все возможные доказательства своей готовности изучать новый предмет (учащиеся могут заготовить свои лозунги, плакаты, продумать и произнести публичную речь, сочинить стихи и т.д.);
2) записать слова-ассоциации, раскрывающие понятие «право»;
3) рассмотреть и обсудить проблемную ситуацию: «В современном мире по дорогам движется огромное количество автомобилей. Вообразите, что правила движения перестали существовать. Каковы будут последствия?»
2. Знакомство с новой информацией.
Основой следующей стадии урока - знакомства с новой информацией, уточнением первоначальных представлений учащихся – может стать эвристическая беседа, в процессе которой устанавливается понятие «норма» (правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей). На этом же этапе рассматривается, что такое правовые нормы и чем они отличаются от иных норм.
Работа над понятием «правовая норма» предполагает выяснение основных признаков правовой нормы. Это может быть осуществлено как в ходе объяснения учителя, так и в самостоятельной работе учащихся с учебником по курсу «Основы правовых знаний» (п. 2). Можно также предложить учащимся самим определить, каковы отличия правовой нормы от иных социальных норм. Целесообразно при этом составить схему (кластер) или воспользоваться схемой учебника (возможно, организовывать групповую работу с дифференцированными заданиями).
Результатами этой работы является составление собственного варианта определения правовой нормы и запись его в тетрадь.
Другим вариантом завершения этой части работы может быть выполнение тестовых заданий, например:
Кто устанавливает правовую норму?
1. Семья 2. Общество 3. Государство 4. Бог
Какие из перечисленных норм касаются всех членов общества?
1. Правовые 2. Религиозные 3. Политические 4. Семейные.
Обязательна ли правовая норма для всех членов общества?
1. Да 2. Нет.
Является ли социальная норма частью правовых норм?
1. Да 2. Нет.
По результатам тестирования учащиеся создают четыре группы.
3. Групповая работа над понятием «право».
В заключительной стадии урока отрабатываются понятие «право», рассматриваются различные аспекты правопонимания.
Учитель поясняет, что слово «право» возникло очень давно (одновременно с возникновением государства). На протяжении многих веков люди по-разному отвечали на вопросы о том, как оно появилось, и что из себя представляло.
Каждая группа получает задание для «путешествия во времени» (см. приложение к разработке урока). Время устанавливается одинаковое для всех – 5 минут. Результаты работы группы представляются на доске или на бумаге. В ходе «путешествия во времени» задания могут быть усложнены. В этом случае предлагается выяснить, чем понимание «права» в Древнем Вавилоне, Риме, Греции и т.д. отличается от современного толкования права.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.