Демография как наука и как учебная дисциплина, страница 3

3.  Бутов В.И. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Игнатова. – М.-Ростов на/Д: Март, 2003. – 592 с.

4.  Демография и статистика населения: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2006. – 688 с.

5.  Демография: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2003. – 384 с.

6.  Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2004. – 304 с.

7.  Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 424 с.

8.  Медков В.М. Демография: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 683 с.

9.  Рунова Т.Г. Демография: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2002. – 136 с.

10.  Саградов А.А. Экономическая демография: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 256 с.

Дополнительная:

1. Статистические сборники Росстата:

а) «Демографический ежегодник России»;

б) «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации»;

в) «Регионы России. Социально-экономические показатели»;

г) «Российский статистический ежегодник»;

д) «Россия в цифрах».

2. Научно-информационные ежемесячные журналы:

а) «Вопросы экономики»;

б) «Вопросы статистики»

и др.

3. Интерент-ресурсы:

а) http://demoscope.ru/weekly/2009/0363/index.php

б) http://www.demographia.ru/

в) http://www.gks.ru/

В качестве дополнения к печатным учебникам и учебным пособиям признана служить компьютерная обучающая программа (КОПР), представляющая собой, по сути, компьютерный учебник. Функциональное назначение КОПР – компенсировать студентам, занимающимся по технологии дистанционного обучения, дефицит личного непосредственного общения с преподавателем. Педагогическая практика показывает, что для полноценного образования, помимо хороших учебно-методических материалов и учебников, студенту необходимо иметь непосредственное общение с преподавателем. При дистанционном обучении контакт студента с преподавателем ограничен. Поэтому значительная часть функций диалога переносится в средства обучения. КОПР позволяет реализовать элементы диалога преподавателя со студентом, наладить обратную связь. В состав КОПР входят:

·  краткое изложение тем дисциплины;

·  примеры расчётов, наиболее часто проводимых в демографических исследованиях;

·  задания для самоконтроля (с указанием правильных ответов);

·  задания для контроля, по которым студент сразу не может знать, правильно он ответил или нет, (это может знать только преподаватель).

5. Тематика изучаемых разделов курса демографии и краткие рекомендации к их изучению

Теперь кратко остановимся на особенностях содержания тем дисциплины «Демография» (их всего 7).

Тема 1. Предмет, метод и задачи демографии

Эта тема самая короткая, но содержит основополагающие понятия.

В этой теме сначала даётся объяснение образованию слова «демография». Далее приводится краткая история рождения и развития демографии. Даётся современное определение демографии как науки. Раскрывается взаимосвязь демографии с другими науками.

Затем определяются объект и предмет изучения науки «Демография». Устанавливается цель науки, а также указываются методы, используемые в демографии, и задачи демографии как науки.

В конце изучения темы приводится система общих показателей, используемых в демографической статистике.

Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах

В начале изучения темы указываются основные виды источников информации о населении и демографических процессах:

- переписи населения;

- текущий учёт демографических событий;

- регистры (списки, картотеки) населения;

- специальные выборочные обследования.

Затем рассматривается каждый из этих источников информации в отдельности.