Перейдем теперь к обзору учебного материала курса «Эргономика».
В теме 1 рассматривается влияние научно-технического прогресса на изменение функций, роли и места человека в труде, на повышение требований к человеку, вынуждающих его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях. И часто увеличение технической части в системе «человек-машина» теряет смысл, т.к. надежность всей системы лимитируется только надежностью человека, самого беззащитного и сложного звена системы.
Показано, что на практике орудия труда зачастую оказываются сложными и нерационально сконструированными. Хотя очевидно, что все органы управления должны находиться в зоне досягаемости, удобно распределены для работы и прочее. Но при проектировании это упускается из вида. Если раньше каждый вариант орудий труда мог долго опробываться в деятельности людей и постоянно совершенствоваться, сейчас общество не располагает временем для этого. Теперь в работе со сложными системами следует действовать только одним способом -–заранее теоретически все рассчитать и проверить, а на практике действовать наверняка.
Возникновению эргономики предшествовало развитие многих наук, но простое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека при проектировании техники оказалось недостаточным. Поэтому дается представление о необходимости исследования взаимодействия человека и техники на основе учета тех связей, которые реально существуют между техникой, технологией производства и условиями труда, ими порождаемыми.
Эргономика возникла на стыке наук о человеке, его деятельности и технических наук. Являясь одновременно и научной и проектировочной дисциплиной, она больше проектировочная дисциплина, т.к. ориентирована главным образом не на познание, а на преобразовательно - проектное действие.
Излагаются основные показатели, позволяющие оценить систему «человек-машина», а также направления развития эргономики: инженерная психология, техническая эстетика, производственная эргономика.
В теме 2 представлена совокупность основных методов и технических средств, применяемых при эргономических исследованиях. Обосновывается необходимость проведения эргономических исследований, начиная с анализа деятельности человека и функционирования системы «человек-машина». Основные цели анализа поставлены в зависимости от конкретных задач, но во всех случаях эргономист должен умело анализировать производственную сферу деятельности: производительность труда, профессиональный опыт, условия труда, текучесть кадров, травматизм и т.п.
Методы исследования и их сочетание рассматриваются в зависимости от взаимосвязи и свойств системы «человек-машина». Показана классификация эргономических методов исследования и получение исходной информации, необходимой для описания трудовой деятельности. Это методы описательного и инструментального профессиографирования.
Дана сущность распределения качественных и количественных показателей, отражающих сравнительные преимущества человека и машины при выполнении ими функций. Идея здесь состоит в том, чтобы передать человеку то, в чем он превосходит машину, а машине то, в чем она превосходит человека.
Отражен метод моделирования в эргономике, позволяющий заменить «подлинный» объект изучения. Показан метод математического моделирования, позволяющий рассматривать эргономические проблемы уже с зарождения программ, разработки, а не на предпоследнем этапе только для того, чтобы как-то включить человека в систему. Даны моделирующие эргономические комплексы незаменимые в условиях, когда эксперимент исследования в реальных условиях затруднителен, экономически невыгоден, представляет опасность для жизни человека и пр. Представлены автоматизированные системы эргономического проектирования, развивающиеся в общем процессе автоматизации проектирования; принципиально новые возможности для эргономического моделирования и проектирования, открывающиеся с созданием мира виртуальной реальности; а также стандартизация в эргономике, обеспечивающая эффективное продвижение эргономических требований в практику.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.