ЛЕКЦИЯ № 21
Мероприятия целевого маркетинга
1. Сегментирование рынка. Единого метода нет, но существуют принципы сегментирования рынка:
· географический – выделение региона;
· психографический – учитываются общественный класс, образ жизни, тип личности и т.д.
· демографический – учитываются возраст, пол, семейное положение, уровень доходов, образование, род занятий, национальность, религиозные убеждения.
· поведенческий – экономия, качество, сервис, повод для покупки.
2. Выбор целевых сегментов рынка. Оценка и отбор нескольких сегментов для выхода на них со своими товарами. Существуют следующие стратегии охвата рынка:
· Недифференцированный маркетинг. Производитель предлагает на всех сегментах рынка стандартную продукцию. Достоинства: низкие издержки производства, сбыта, расходы на рекламу; упрощается управление производством товара. Недостатки: острая конкуренция, неудовлетворенность покупателя.
· Дифференцированный маркетинг. Для каждого сегмента разрабатывается отдельное предложение. Достоинство: в большей степени учитываются потребности покупателя.
· Концентрированный маркетинг. Уделяется внимание одному сегменту (или небольшому их количеству). Достоинства: применим для организации с ограниченными ресурсами, обеспечивает прочную рыночную позицию, специализация приводит к экономии средств. Недостаток – повышенный уровень риска.
3. Позиционирование товара на рынке. Обеспечение товару конкурентного положения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.
5. Товар и товарная политика
Товар – это предмет (материально-вещественный или интеллектуальный продукт) или действие (услуга), обладающий(-ее) полезными потребительскими свойствами и предназначенный(-ое) для продажи.
Товаром являются:
· реальные товары;
· услуги;
· услуги, сопутствующие товару (упаковка, пред- и послепродажное обслуживание, связанная с товаром информация);
· фирменное название товара;
· выгода, ожидаемая покупателем от покупки товара.
Услуги – это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения.
Классификация товаров и услуг
1. По характеру конечного использования:
· потребительские;
· производственного назначения.
2. По степени долговечности:
· изделия длительного пользования;
· изделия кратковременного пользования;
· услуги.
3. По производственному назначению:
· капитальное имущество (основные фонды);
· материалы и детали.
· вспомогательные материалы и ресурсы (не присутствуют в готовом изделии).
4. По покупательской роли:
· товары-лидеры: новые товары, пользующиеся повышенным спросом и приносящие значительный доход;
· товары-локомотивы: вызывают спрос на сопутствующие товары или товары-спутники;
· товары, пользующиеся успехом: привлекают внимание к фирме, вызывают спрос на другие ее товары;
· тактические товары: сопутствующие товары или товары-спутники. Если их нет, то потребитель может обратиться в конкурирующую фирму за исходным товаром.
· зазывные товары – дешевые товары, привлекающие экономных потребителей.
Необходимо с помощью регулярных опросов и замеров продаж выявлять отношение потребителя к подобным товарам, замеряя их рейтинг. На этой информации должна строиться ассортиментно-товарная политика фирмы.
Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара – это период существования товара на рынке.
Концепция жизненного цикла товара может применяться в отношении отдельного вида продукции, типа продукции, конкретной модели и торговой марки.
1. Фаза разработки товара.
2. Фаза выведения товара на рынок. Цель: создать рынок для нового товара. Фаза характеризуется малым объемом продаж, значительными маркетинговыми расходами.
3. Фаза роста. Товар признан потребителем, растут объемы продаж и прибыли, маркетинговые расходы стабилизируются.
4. Фаза зрелости. Снижаются темпы роста сбыта, прибыль стабилизируется или снижается.
5. Фаза спада. Период резкого снижения продаж и прибыли. Интенсивная реклама, снижение цен, модернизация товара, льготы и т.д. могут привести к повторному циклу роста. На этом этапе обычно принимается решение о прекращении выпуска товара, распродаже остатков по сниженным ценам и переходу к новой модели.
Служба маркетинга должна следить за темпами продаж и прибыли, чтобы вовремя внести изменения в программу маркетинга.
Товарная политика – это маркетинговая программа воздействия на рынок через потребительские свойства выпускаемой продукции. Товарная политика должна обеспечивать:
· формирование ассортимента и управление им;
· поддержание конкурентоспособности товара;
· нахождение для товара оптимальных товарных сегментов;
· разработку товара, его упаковки, маркировки и обслуживания.
Конкурентоспособность товара – это возможность сбыта товара на определенном рынке в условиях действия конкурентов.
или
6. Цены и ценовая политика
Ценовая политика – это ценообразование на продукцию фирмы в условиях конкуренции.
Этапы процесса ценообразования:
1. Выбор целей ценообразования.
2. Определение спроса.
3. Анализ издержек.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.