Существенное место отведено рассмотрению нормативных правовых актов Российской Федерации на основе которых реализуются меры по социальной поддержке населения в натуральной и денежной формах. Отмечено, что в реальной ситуации, сложившейся в последние годы в России, большая часть задекларированных льгот оказалась фикцией. В связи с этим принято решение реформировать с начала 2005года систему социальной поддержки населения на основе замены льгот, предоставляемых в натуральной форме, денежными компенсациями. Приведены и охарактеризованы меры, предусмотренные в этом направлении Федеральным Законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.
Рассмотрены сущность и основные формы социального страхования как формы защиты населения. В качестве современных форм социального страхования названы и охарактеризованы обязательное, добровольное и корпоративное страхование. Определены основные направления и задачи совершенствования системы социального страхования в современной России.
В теме 4 рассматривается механизм предоставления и финансирования социальных трансфертов, специальное внимание уделено принципам предоставления гражданам России социальной помощи в рыночных условиях.
Отмечено, что возможны два подхода: всеобщность социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных и малообеспеченных лиц, а также ограничение возможности пользоваться социальными льготами и компенсациями лицам (семьям) с высоким достатком. Рассмотрение этих вопросов увязано с разграничением бюджетных полномочий и ответственности между Федеральными, региональными и местными органами управления в реализации социальной политики. При этом анализируются причины и механизмы перераспределения финансовых прав и ответственности.
Показано, что ресурсная база выплат и расходов социального характера в регионах формируются за счет: налогов, самостоятельно устанавливаемых и собираемых территориальными органами власти, долевых отчислений от налогов в бюджеты территорий, различного ряда субсидий, дотаций и субвенций, поступающих из верхних слоев бюджетной системы в ее низшие звенья. При этом в соответствии с действующим законодательством республики в составе Российской Федерации, края, области и местные (муниципальные) органы власти с учетом своих возможностей и специфики условий могут разрабатывать дополнительные варианты социальной помощи малообеспеченным и нетрудоспособным гражданам и использовать разнообразные формы социальной поддержки: денежные выплаты, льготные кредиты на налогообложение, пособия на приобретение отдельных товаров и услуг. При этом расходы на эти цели должны покрываться за счет региональных финансовых средств.
Представлены критерии финансирования расходов на различные виды социальной защиты за счет общества, работодателей и непосредственно трудящихся. Подчеркивается, что принципиально важен при этом учет интересов общества в целом, предприятия и трудящихся в предоставлении трансфертов различных видов. Именно с этим предлагается увязать порядок финансирования расходов по отдельным видам социальной защиты.
Тема 5 посвящена рассмотрению проблем социальных пособий и их роли в социальной защите населения.
Социальные пособия охарактеризованы как денежные выплаты гражданам из числа социальноуязвимых групп населения, предоставляемые на основе проверки незащищенности (нуждаемости). Одни из них назначаются с учетом замещения утраченного заработка по причинам признанным уважительными, другие – с целью социальной поддержки отдельных групп населения. К числу первых относятся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и другие выплаты в аналогичных случаях. Другие включают единовременные выплаты детям и женщинам, пособия семьям, воспитывающим детей, пособия на погребение и иные подобные по своему назначению выплаты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.