КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ
заочной формы обучения 2009-10г.
ВАРИАНТ №12
Тема 1. Сводка и группировка, средние величины, показатели вариации:
Задача 1. Получены данные о возрастном составе туристической группы:
№ п/п |
Возраст, лет |
№ п/п |
Возраст, лет |
|
1 |
23 |
11 |
21 |
|
2 |
17 |
12 |
15 |
|
3 |
26 |
13 |
15 |
|
4 |
35 |
14 |
19 |
|
5 |
32 |
15 |
20 |
|
6 |
37 |
16 |
10 |
|
7 |
12 |
17 |
22 |
|
8 |
24 |
18 |
23 |
|
9 |
33 |
19 |
26 |
|
10 |
18 |
20 |
25 |
Требуется:
1) построить интервальный вариационный ряд распределения туристической группы по возрасту (образовав три группы равных возрастных интервалов);
2) построить гистограмму распределения, а также кумуляту, графически показать расположение моды и медианы;
3) определить показатели центра распределения (средний возраст группы (округляйте с точностью до 0,1), моду и медиану) и показатели размера и интенсивности вариации возраста в группе.
По полученным расчетам сформулировать вывод.
Решение
1) Используя комбинацию признаков, проведем группировку туристической группы по возрасту (образовав три группы равных возрастных интервалов).
Размах вариации
R = xmax – xmin = 37 – 10 = 27
Длина интервала:
h = i = R / k = 27 / 3 = 9 (лет)
Сгруппируем всех туристов (n = 20 чел.) в k = 3 группы интервалов, тем самым построим интервальный ряд распределения признака xi – возраст, найдя по таблице число туристов, входящих в каждый интервал (то есть, найдем частоты fi), также рассчитаем некоторые необходимые для анализа вариации и структурных средних промежуточные показатели. Результаты расчетов занесем в рабочую таблицу.
Таблица
№ группы |
Интервал* возраста, лет |
Середина интервала, лет |
Частота, чел. |
Накопленная частота |
|
xi |
x′i |
fi |
Si |
x′i fi |
|
1 |
от 10 до 19 |
14,5 |
6 |
6 |
87 |
2 |
от 19 до 28 |
23,5 |
10 |
16 |
235 |
3 |
от 28 до 37 |
32,5 |
4 |
20 |
130 |
Итого |
20 |
*Примечание: начало интервала входит в данный интервал, конец интервала входит в следующий интервал.
2) Построим гистограмму, полигон распределения работников по стажу работы, а также кумуляту:
3) определить показатели центра распределения (средний возраст группы (округляйте с точностью до 0,1), моду и медиану) и показатели размера и интенсивности вариации возраста в группе.
То есть рассчитаем такие показатели структуры распределения, как моду и медиану.
аналитически:
Мода — значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемой совокупности. В дискретном ряду модой является вариант с наибольшей частотой (частостью). В интервальном вариационном ряду мода рассчитывается по формуле:
Модальный интервал — это интервал, имеющий наибольшую частоту (частость). В нашем примере это второй интервал — возраст от 19 до 28 лет.
Рассчитаем модальное значение признака, используя в качестве весов частоты распределения:
= 22,6 (года)
Таким образом, в нашем примере наиболее часто встречающаяся величина возроста составляет 22,6 года.
Отметим, что вычисление моды в интервальном ряду является весьма условным.
Медиана — вариант, расположенный в середине упорядоченного вариационного ряда, делящий его на две равные части, таким образом, что половина единиц совокупности имеют значения признака меньше, чем медиана, а половина — больше, чем медиана. В интервальном ряду медиана определяется по формуле:
Для того чтобы найти медиану, предварительно рассчитывают накопленные частоты. Вариант, при котором накопилась половина численности совокупности, и есть медиана. По данным табл. находим интервал, сумма накопленных частот в котором превышает 50%. Это второй интервал от 19 до 28 лет, он и является медианным. Тогда
= 22,6 (года)
Следовательно, половина туристов в нашем примере имеет возраст меньше 22,6 года, а половина — больше этой величины.
Рассчитаем также среднее значение признака, используя модель средней арифметической взвешенной для интервального ряда распределения = 452 / 20 = 22,6 (года)
Показатели вариации.
I. Абсолютные
· Размах вариации
R = 32,5-14,5=18 лет
Размах характеризует предельное отклонение значений признака.
· Среднее линейное отклонение
Расчеты представлены в таблице:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.