Ориентации на профессиональную деятельность учащейся молодежи: определяющие факторы, страница 2

Одним из способов предотвращения всех негативных последствий неправильного выбора выступает информированность молодежи о выбранной профессиональной деятельности. Степень информированности молодежи о будущей работе есть фактор, зависящий и от объективных условий (работы специальных образовательных органов), и это объективное воздействие будет рассмотрено позже. Но понимание сущности будущей сферы деятельности зависит от самого человека, который стремится узнать больше о выбранной специальности, а может и попрактиковаться для предотвращения будущих разочарований. Показателен пример сравнения представлений о самореализации в труде молодых ученых. Процесс научной работы представлялся ими как творчество и совершение открытий, свобода выбора тематики, научные дискуссии, а сам процесс оформления научной работы, тщательная ее разработка считался неважным и отвлекающим [10, С.45]. Учащаяся молодежь, таким образом, смутно представляет будущую деятельность или представляет ее в искаженном варианте.

Важное влияние на профессиональные ориентации оказывают способности человека. Если желания и устремления личности не совпадают с потенциалом в избранной сфере, то человеку сложно будет реализовать себя в избранной сфере. Сама работа должна приносить удовлетворение, соответствовать желаниям человека, но когда она получает заслуженную оценку со стороны общества. Получить такую оценку практически невозможно в некоторых сферах, требующих строгого соответствия талантов и способностей и избранной  профессии. Так, например, биологически человек может быть одарен музыкальными способностями, а может и не обладать таковыми. Непонятно стремление человека работать в сфере, где он не добьется никаких высот, а с точки зрения общества затраты на обучение и работу бездарных специалистов чрезмерно высоки. Т.е. «стремление реализовать свои способности получает наиболее полное выражение в тех случаях, когда человеком правильно выбрана сфера приложения этих способностей» [7, С.9]. Кроме этого существуют и физиологические ограничения, препятствующие выбору профессии или работе в избранной сфере. Для этого должна быть организована совместная работа врачей и педагогов, своевременно помогающих определить неспособность выполнять ту или иную работу. Работа таких медицинских комиссий уже доказала свою эффективность [5, С. 63].

Последним немаловажным фактором, оказывающим влияние на профессиональные ориентации, является уровень притязаний и потребностей индивида. Здесь следует обратить внимание на трудовую мотивацию человека, т.е. цель трудовой деятельности. При выборе профессии и места работы молодые люди могут руководствоваться инструментальными и терминальными ценностями труда. Или, как отмечают некоторые исследователи, мотивация выбора профессии может быть внешней и внутренней [8, С.135]. Внутренняя мотивация означает, что деятельность значима для личности сама по себе. В основе внешней мотивации лежат потребности человека, не связанные с сущностью выполняемого труда. В таком случае преобладает стремление человека к достижению определенного желаемого социального статуса, высокий уровень материального благосостояния, который может ему принести выбранная специальность и т.д. Конечно на мотивацию молодежи оказывает влияние социально – экономическая ситуация в стране, т.е. объективные условия. Для современной молодежи труд перестает быть самоцелью, хотя особенно важно сформировать у человека ценностное отношение к трудовой деятельности. По мнению А.В. Меренкова, «большинство молодых людей, получая информации о том, получая информацию о том, какими способами добывается богатство, не тешат себя иллюзиями о необходимости таланта и высокого профессионализма»[9, 99], что приводит к незаинтересованности в высоком качестве профессиональной подготовки и применения полученных знаний. Мотивация индивида оказывает значительное влияние на выбор профессии, позволяющей реализовать личные потребности, вне зависимости от их структуры.

Как мы уже отмечали, раскрыть факторы, влияющие на профессиональные ориентации можно только учитывая их субъектно – объектную структуру. К объективным факторам, определяющим ориентации на профессиональную деятельность можно отнести: общественные потребности в определенном распределении и планировании трудовых ресурсов; влияние референтных групп, друзей, семьи, органов воспитания и образования, средств массовой информации; социально – демографический фактор.