Ориентации на профессиональную деятельность учащейся молодежи: определяющие факторы.
По мнению известного социолога, специалиста в области социологии образования Г.Е. Зборовского, профессиональное и социальное самоопределение студентов является одной из основных социологических проблем [3, С.160]. В социологии профессиональная ориентация личности рассматривается с точки зрения полезного и стабильного, устойчивого и с точки зрения индивида, и с точки зрения общества распределения трудовых ресурсов (т.е. той части населения, которая является способной к труду). Это проблема правильной и рациональной подготовки кадров на всех этапах развития общества. Изучение профессиональных ориентаций можно отнести к разряду всегда актуальных и насущных тем в социологии, т.к. в том или ином контексте вопросы эффективного профессионального ориентирования всегда будут требовать внимания со стороны общества и государства даже в самых благоприятных условиях.
Выбор профессии это всегда выбор индивидуальный и общественный, свободный и замкнутый. Ориентации учащейся молодежи на профессиональную деятельность зависят от них самих, их склонностей и способностей, но эти склонности и способности также зависят от общественных и экономических потребностей общества. Эта объективность была подчеркнута еще Э. Дюркгеймом, который отвергал человеческую индивидуальность, считая, что современный человек «это не тот человек каким его создала природа, а тот каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким его хочет видеть экономика этого общества»[2]. Т.о. ориентации на профессиональную деятельность можно определить как выбор будущей профессиональной деятельности, самостоятельный и свободный, личностный, но осуществленный под влиянием социально - экономических условий.
Для понимания сущности профессионального самоопределения молодежи необходимо подробнее рассмотреть, что следует понимать под выбором личности и выбором общества. В целом хотелось бы обозначить две обширных группы факторов, которые влияют на профессиональные ориентации учащейся молодежи, условно их можно назвать субъективными и объективными факторами. Под группой субъективных факторов мы будем понимать все факторы, которые могут оказать влияние на внутренний выбор индивида и зависят от его способностей, склонностей, желаний, собственного поведения. К объективным факторам мы отнесем не только общественные потребности в определенных профессиях, но и все факторы, оказывающие влияние на индивида извне, не зависящие от него или мало зависящие.
Становление личности это сложный и многогранный процесс. Важное место в этом становлении занимает выбор своей социально – профессиональной роли, ее осмысление и осмысление отношения к будущему труду, к месту в коллективе, будущей карьере, что и является важными составляющими сознательной жизни человека. С точки зрения субъективных факторов, влияющих на выбор профессии, наиболее важным является внутреннее профессиональное самоопределение личности, или «избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии» [4, С.105]. Чем же определяется субъективный выбор будущей деятельности? Среди факторов влияющих на профессиональные ориентации можно выделить: склонности и интересы выпускника; информированность о данной профессии; способности и одаренность в избранной сфере, а также ограничения связанные с психическими, физическими способностями человека; уровень притязаний и потребностей или внутренних трудовых ценностей.
Склонности и интересы влияют на выбор профессии, т.к. являются отражением индивидуального характера личности. Это некие тенденции поведения, которые проявляются в желании выбрать ту или иную специальность, в склонности выполнять ту или иную деятельность, зачастую без соотнесения этих склонностей с личными способностями и возможностями. Кроме того, желания молодежи работать в той или иной области неустойчивы, абстрактны, оторваны от реальности. Усилия же для реализации своих интересов и устремлений явно недостаточны. Тем не менее, не следует недооценивать этот субъективный фактор, т.к. окончание профессионального образования по неинтересной специальности ведет к внутренним конфликтам, нежеланию работать в избранной сфере или некачественному выполнению своих служебных обязанностей. Очевидны последствия и для государственного бюджета, в частности расходы на получение образования такими профессионалами, отсутствие отдачи на месте работы. С другой стороны, при совпадении интересов личности, правильном применении своих способностей обучение и труд принесут удовлетворение от избранной специальности, а само становление профессионала не будет связано с преодолением трудностей, на первый план выйдет творческая самореализация человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.