©009 г. Сергей Сильвестров
доктор экономических наук, профессор заместитель директора Института экономики РАН Алексей Зельднер доктор экономических наук, профессор руководитель сектора Института экономики РАН
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ: ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И КОНТРОЛЯ
Курс на усиление роли государства - и в реальной экономике, и в банковской сфере - становится все более популярным в российских властных кругах. А институт государственных корпораций (ГК) как нельзя лучше подходит для претворения этих идей в жизнь. В условиях кризиса они получают новое обоснование: утверждается, что наилучшие перспективы для успешного выхода из кризиса имеют крупные интегрированные организации типа государственных корпораций, ориентированных на технологические преобразования. К подобным антикризисным мерам прибегают и в развитых странах.
Возможность эффективного функционирования госкорпораций и их успешного институционального развития во многом зависит от оптимального решения вопроса о форме и структуре собственности в них. Институт собственности выступает здесь ключевым фактором.
В соответствии с законом «О некоммерческих организациях» (статья 7.1) государственная корпорация - это «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций». Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, становится ее собственностью, это госкорпоративная, а не государственная собственность.
Организациям ГК, согласно закону, передаются активы и финансовые средства, которые переходят в их полную собственность и уже не принадлежат государству. В результате возникает новая форма собственности - госкорпоративная собственность. Статус государственной корпорации позволяет, с одной стороны, получить государственное имущество в собственность и считаться представителем интересов государства, а с другой - выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты акций, т.е. осуществлять предпринимательскую деятельность как полноправному участнику рынка[1]. Кроме того, государственной корпорации разрешено увеличивать объем финансовых средств путем эффективного размещения свободных активов, осуществляя экономическую деятельность, направленную на прямое извлечение прибыли (ограничений на которую практически не устанавливается). Но при этом следует учитывать, что некоммерческий характер ГК означает, что вся прибыль, получаемая в процессе реализации, направляется только на те цели, ради которых они функционируют. По сути, вся прибыль должна реинвестироваться в собственный воспроизводственный процесс. То есть речь не идет ни о сроках окупаемости, ни об эффективности использования единицы ресурсов.
Особенности юридического статуса ГК обостряют проблему контроля за использованием средств, выделенных этим корпорациям, которые, по сути, становятся неподотчетны Счетной палате, так как она по закону контролирует только средства федерального бюджета и федеральную собственность, а не госкорпоративную, которая не обозначена в ГК РФ.
Существенные риски для сохранности передаваемой государственным корпорациям общенациональной собственности и для реализации продекларированных в законах целей их создания связаны с тем, что собственность государственных корпораций, несмотря на ее существенные отличия от государственной собственности, сохраняет ее основной «провал», состоящий в том, что управление ею будет осуществляться все теми же представителями бюрократического аппарата, являющегося основной угрозой, основным риском для сохранности государственной собственности, а в данном случае - для собственности госкорпораций.
Дело в том, что важнейшей чертой госкорпоративной собственности выступает отсутствие у ее субъектов не только естественных мотиваций к эффективной деятельности, присущих частной собственности, но и элементов их правового принуждения к эффективной деятельности, характерной для государственной собственности. Отмеченные обстоятельства существенно снижают эффективность данной формы собственности и, генерируя излишние риски, сокращают тем самым возможности реализации целей создания государственных корпораций.
Как известно, в основе российского гражданского законодательства используется модель собственности, в соответствии с которой на одну вещь может быть только одно право собственности. В то же время, учитывая специфику имущественного положения государственной корпорации, нельзя утверждать, что государство утрачивает право собственности на имущество, переданное государственной корпорации. Очевидно, что и государство, и государственная корпорация являются собственниками соответствующего имущества. Данная ситуация только на первый взгляд представляется противоречивой. Здесь сказалось то, что указанная организационно-правовая форма юридического лица была заимствована из англо-американского права, которая конструируется на сложнострук-турной модели собственности, суть которой в том, что на одну вещь может быть несколько различных прав собственности1. Поэтому в странах англо-американского права не возникает столь серьезных вопросов об имущественном положении государственных корпораций, их имущественных правах и обязанностях перед государством. В данном случае как государство, так и государственная корпорация являются собственниками определенного имущества, и с учетом этого нуждаются в правовом оформлении отношений между государственной корпорацией и государством.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.