Удаление нефтесодержащих вод с помощью судов-сборщиков и плавучих станций, страница 2

На этих сборщиках размещаются две сепарационные установки УСФ-4 с фильтрами ФД-4 с суммарной пропускной способностью 8 мз/ч, со степенью очистки нефтесодержащих вод до 10 млн-1,

В последние годы проблема предотвращения загря­знения портовых акваторий находит новое решение пу­тем оснащения портов универсальными сборщиками су­довых отходов, предназначенными как для сбора с су­дов всех видов твердых и жидких отходов и нефтеостатков, так и для уничтожения их.

БЕРЕГОВЫЕ И ПЛАВУЧИЕ СТАНЦИИ ДЛЯ ЗАЧИСТКИ ТАНКОВ И ТОПЛИВНЫХ ОТСЕКОВ

Выбор берегового или плавучего варианта зачистной станции зависит в основном от местных условий, нали­чия или отсутствия необходимой площади и причаль­ной линии. Технико-экономические расчеты показали, что береговые станции экономичнее плавучих. Получае­мые от портовой сети электроэнергия, пар, сжатый воз­дух обходятся значительно дешевле, чем вырабатывае­мые на судне.

Береговые зачистные станции работают в портах США и Европы чаще всего при крупных судоремонт­ных базах. Станции оснащены емкостями для приема с судов и отстоя загрязненных промывочных и балласт­ных вод, каскадными устройствами, емкостями и уста­новками для приема и обработки нефтеостатков.

Главным критерием эффективности и экономичности береговых станций является минимальный срок пребы­вания обрабатываемых судов у причала (оборачивае­мость причала), поэтому стремятся применять высоко­производительное моечное оборудование для мойки тан­ков, мощные эжекторы для зачистки промывочной во­ды из замываемых танков, вакуумные установки для выборки твердых остатков, грузовые краны для вспомогательных операций, а также производить одновремен­ную мойку нескольких танков.

Наиболее сложный технологический процесс — отделе­ние нефти от твердых остатков. Твердые остатки, уда­ляемые после мойки с днища танков, из отсеков двой­ного дна, топливных диптанков, обычно содержат нефть и их нельзя сбрасывать в море или на городские свалки без предварительной очистки. Твердые остатки обычно очищают от нефти пропариванием или промывкой горя­чей водой, что связано со значительными энергетиче­скими затратами. Эту операцию трудно механизировать. Представляет интерес метод очистки твердых остатков, применяемых на береговой очистной станции в порту Гавр (Франция).

В технологической схеме этой станции основным эле­ментом является центрифуга, в которой предварительно обработанные твердые остатки почти полностью осво­бождаются от нефти, затем, после кратковременного обжига в печи, сухие остатки сбрасываются в море или на береговые свалки.

До поступления в центрифугу твердые остатки сме­шивают с водой для образования пульпообразной мас­сы. Эта масса непрерывно поступает в центрифугу, в горизонтальном барабане которой расположен шнек, вращающийся вместе с барабаном. Барабан приводится во вращение непосредственно электродвигателем, а шнек — через редуктор. Благодаря разности числа обо­ротов шнека и барабана твердые остатки медленно пе­ремещаются шнеком к точке сброса, а нефть и вода, имеющие меньшую плотность, чем твердые остатки (пе­сок, ржавчина, окалина и т. п.), поступают в полый вал центрифуги и непрерывно сливаются из нее. Интенсив­ность подачи шнеком твердых остатков подобрана та­ким образом, чтобы за время перемещения вдоль бара­бана было удалено из них максимально возможное ко­личество нефти и воды. Отделенная нефтеводяная смесь поступает в нефтеводяной сепаратор, причем для ин­тенсификации процесса отделения нефти от воды а смесь добавляют деэмульгатор. Часть воды возвращают к на­чалу цикла для образования пульпы, избыток воды по­сле окончательной очистки от нефти (менее 100 млн-1) сливают в канализацию. Отсепарированная нефть может быть использована в качестве котельного топливана зачистной станции или сдана на нефтеперерабатыва­ющий завод.