Между объектами калькулирования (цехами) общехозяйственные расходы распределяются пропорционально сумме на оплату труда производственных рабочих. Это распределение производится непосредственно в книге К-39 (см.приложение ).
Расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» ежемесячно списываются на счет 20 в абсолютной сумме.
Для определения цен, рентабельности производства, анализа, планирования изделий производят калькулирование себестоимости продукции. Для калькулирования берется информация бухгалтерского учета о затратах на производство и составляется нормативные, плановые и отчетные калькуляции (Приложение ). Калькуляционной единицей на хлебозаводе является 1 центнер готовой продукции. При калькулировании себестоимости продукции применяется метод прямого счета: себестоимость продукции определяется путем прямого отнесения затрат на конкретный вид изделия, а себестоимость единицы – путем деления общей суммы затрат по конкретной статье на количество продукции одного вида.
Отпускная цена на продукцию устанавливается с соответствии с Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 43 от 22.04.1999 года.
В отпускную цену включается себестоимость произведенной продукции, прибыль, расходы по доставке товара, налог на добавленную стоимость по ставке 10 %.
Анализ себестоимости продукции начнем с сопоставления изменений затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации (табл. 4.1)
Таблица 4.1
Анализ динамики выручки от реализации и себестоимости выпущенной и реализованной продукции по Филиалу «Марыля» Ивановского райпо за 2005-2006 гг.,млн.р.
Показатели |
2005 год |
2006 год |
Отклонение |
Выручка от реализации продукции (без НДС) |
4296 |
4419 |
123 |
Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы |
4277 |
4776 |
499 |
Себестоимость произведенной продукции |
4000 |
4416 |
416 |
По данным таблицы видно, что все показатели в 2006 году по сравнению с 2005 годом имеют тенденцию к увеличению, в частности, выручка от реализации увеличилась на 123 млн.р., себестоимость реализованной продукции – на 499 млн.р., себестоимость произведенной продукции – на 416 млн.р.
Дадим оценку эффективности использования каждого вида ресурсов, непосредственно задействованных в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и проанализируем изменение элементов затрат в расчете на 1 рубль выручки от реализации (таблица 4.2).
Таблица 4.2
Анализ затрат на производство в расчете на 1 рубль выручки от реализации продукции по Филиалу «Марыля» Ивановского райпо за 2005-2006 гг.,млн.р.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
Отклонение |
Затраты на производство в расчете на 1 рубль выручки от реализации продукции (за вычетом НДС) |
0,931 |
0,999 |
0,068 |
В том числе: |
|||
материальные затраты |
0,591 |
0,602 |
0,001 |
затраты на оплату труда |
0,105 |
0,142 |
0,037 |
1 |
2 |
3 |
4 |
отчисления на социальные нужды |
0,008 |
0,032 |
0,024 |
амортизация основных средств |
0,051 |
0,033 |
-0,018 |
прочие затраты |
0,176 |
0,190 |
0,014 |
Затраты на 1 рубль выручки от реализации продукции в 2006 году по сравнению с 2005-м увеличились на 0,068 млн.р. Это в большей степени произошло из-за увеличения затрат на оплату труда на 0,037 млн.р., прочих затрат на 0,014млн.р., а также отчислений на социальные нужды на 0,024 млн.р. Однако амортизация основных средств уменьшилась на 0,018 млн.р.
Проведем структурный анализ затрат по элементам и по калькуляционным статьям.
Таблица 4.3
Анализ структуры затрат на производство в Филиале «Марыля» Ивановского райпо за 2005-2006 гг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.