Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения» –
Новосибирский техникум железнодорожного транспорта
Е. В. Булгакова
Сборник дидактических материалов по физике
с образцами решений
для преподавателей техникума
Часть II
Новосибирск 2009
Булгакова Е. В.
Сборник дидактических материалов по физике с образцами решений для преподавателей техникума. Часть II
В пособии содержится набор карточек для проведения контрольных и самостоятельных работ по физике со студентами I курса.
Карточки составлены в соответствии с рабочей программой техникума по дисциплине Физика.
Содержание
1 Введение …………………………………………………................................4
2 Колебательное движение маятника……………………………………...…..5
3 График напряжения переменного тока………………………………….…33
4 Работа и мощность переменного тока………………………………….…..60
5 Волновое движение……………………………………………………….…87
6 Отражения света……………………………………………………………113
7 Преломление света…………………………………………………………140
8 Интерференция и дифракция света……………………………………….167
9 Спектроскоп…………………………………………………………….…..194
10 Список использованных источников……………………………………...220
Введение
Предполагаемое пособие представляет собой набор дидактических карточек для самостоятельных работ студентов на занятиях физики.
Данные работы были отобраны по следующим соображениям:
· необходимые исходные данные для упражнений студенты извлекают из рисунка на карточке;
· каждая карточка охватывает несколько тем программы, чтобы была возможность при изучении нового материала повторить пройденный;
· вопросы для работы с данным набором карточек для всех студентов одинаковы, поэтому их постановка не затруднит преподавателя;
· на каждый вопрос и для каждого варианта у преподавателя есть ответы, что помогает ему руководить работой студента и быстро проверить полученные ими результаты;
· карточки дифференцированы, что обеспечивает самостоятельность работы каждого студента;
· наличие образца решения задач позволяет организовать работу со слабоуспевающими студентами на консультации с целью ликвидации пробелов знаний;
· данный формат издания позволяет преподавателю распечатать необходимое количество экземпляров на группу;
· в каждой работе рекомендуется по несколько вопросов. Преподаватель по своему усмотрению может предложить студентам не все сразу, а лишь те, которые соответствуют поставленной на занятии цели.
Колебательное движение маятника
На графике изображена зависимость координаты от времени для математического маятника. Определите масштаб 1 клетки по оси OX и оси OY. Используя эти данные и график, ответьте на вопросы, выполните задания.
1 Какова амплитуда колебательного движения?
2 Каков период колебания?
3 Вычислите частоту колебания маятника.
4 Какой длины математический маятник колеблется с этой же частотой? (Для упрощения расчетов полагать )
5 Определите смещение при фазе . Перечертите в тетрадь и укажите на нем это смещение.
6 Вычислите циклическую частоту.
7 Какой наибольший модуль скорости имеет маятник при колебаниях?
8 Вычислите кинетическую энергию в этот момент.
9 Вычислите скорость по фазе .
10 Вычислите ускорение по фазе .
11 Вычислите равнодействующую силу при фазе .
12 Вычислите кинетическую и потенциальную энергию при фазе .
13 Какой жесткости должна быть взята пружина для маятника, чтобы та же масса груза колебалась в вертикальной плоскости с частотой в 10 раз большей? (Массой пружины пренебречь.)
14 Какое удлинение получит эта пружина, когда к ней подвесят данный груз?
15 Какой электроемкости конденсатор надо поставить в колебательный контур с той индуктивностью, которая указана на карточке, чтобы в нем происходили электромагнитные колебания с частотой в 100 раз большей, чем у математического маятника, описанного в карточке?
Вариант 1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.