= 0,03227 кН/см2
= 0,03373 кН/см2
Дополнительный коэффициент [2] .
= 1,0043.
кН/см2.
Кольцевое напряжение:
.
= 0,0667 кН/см2.
= 0,00447 кН/см2,
где = 0,5 (прил. А) - коэффициент для местности типа А.
= 0,23 ∙ 10-4 - ветровая нагрузка для региона
0,0667 + 0,00447 = 0,0712 кН/см2.
Отношение радиуса к его толщине: r/ = 150/0,27 = 556 (),
в этом случае рассчитываем критические напряжения.
где с = 0,13 (прил. А) при r/= 556.
- коэффициент, учитывающий неравномерность сжатия оболочки по сечению, вследствие её изгиба.
Е – модуль упругости материала.
.
Критическое кольцевое напряжение
0,55,
где l0 = l∙0,568 = 710∙0,568 = 403,28 см; кольца жёсткости учитываются только на опорах.
0,55 = 0,322 .
.
= 0,8 для расчета на устойчивость меньше 0,8 следовательно, устойчивость стенки обеспечена.
Таким образом, устойчивость стенки резервуара обеспечена даже без учёта промежуточных ребер жесткости. Однако, установка промежуточных ребер обязательна, поскольку r/tw = 150/0,27 = 555 > 200.
Предварительно следует назначить сечение кольца жёсткости в плоскости днища из неравнополочного прокатного уголка. Принимаем уголок Так же следует задаться толщиной днища tдн = 4…5 мм и проверить на прочность:
,
где - нормальное радиальное напряжение в центре днища;
= 0,8.
- давление в центре днища;
D – диаметр сечения резервуара;
- расчётная толщина днища в центре с учётом отклонений по толщине листов и припусками на коррозию = 4,5 мм.
- прогиб плоского днища в центре, определяемый по формуле [3]:
,
где = 0,3 – коэффициент Пуассона;
- сечение кольца жёсткости;
- момент инерции сечения кольца жёсткости относительно центра днища;
у – ордината внешней поверхности уголка кольца жёсткости относительно центра днища.
Плоское днище опирается на np радиально расположенных рёбер. Для расчёта выделяется полоска единичной ширины, которая опирается на радиальные рёбра как неразрезная балка (рис. 2) работающая по схеме изгибно-жёсткой нити.
Рисунок 2 – Расчётная схема обшивки стенок и кровли покрытий
Расстояние между рёбрами по краю днища:
.
Чтобы рассчитать полоску днища по балочной схеме, необходимо отступить от края днища примерно на 0,9∙. Тогда
.
Полоска днища воспринимает растягивающее усилие Н и изгибающий момент, который будет максимальным над ребром (опорой); проверяется на прочность по формуле:
где ; ;
; ;
- площадь сечения полоски днища;
W = – момент сопротивления сечения полоски;
J = – момент инерции сечения полоски;
γс = 1.
В случае если прочность днища недостаточна, то надо увеличить количество радиальных рёбер. Радиальное ребро проверяют на прочность, как балку на двух опорах.
Примем кольцо жёсткости в плоскости днища из неравнополочного прокатного уголка (Ауг = 9,58 см2; Jx0 = 98,3 см4; у0 = 32,3 мм; х0 = 14,2 мм) = 5 мм. С учётом отклонений по толщине листов и припуска на коррозию = 4,5 мм. Требуется проверить на прочность безрёберное днище.
Для расчёта днища гидростатическое давление принимается равномерным и равным давлению в его центре при полном заполнении резервуара жидкостью. Суммарное давление и избыточное давление в центре днища:
= 0,0082 кН/см2.
Момент инерции сечения кольца жёсткости относительно центра днища:
Jx = Jx0 +Ауг∙(r – tст - у0)2 = 98,3 +9,58∙(150 – 0,27 - 3,23)2 = 205707 см4.
Ордината внешней поверхности уголка относительно центра днища
y = r – tст = 150 – 0,4 = 149,6 см.
Прогиб центра днища от равномерного давления на него
,
Прочность днища обеспечена в центре. Однако по контуру днища будет существенное влияние на напряжённое состояние местный изгибающий момент от внецентренного крепления днища к кольцу жёсткости. Поэтому окончательно суждение о прочности днища будет дано ниже.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.