Один из путей размагнитить образец – нагреть его выше некоторой температуры, которая называется тонкой (температурой) Кюри (соответствующий закон открыл французский физик П. Кюри). С повышением температуры усиливаются тепловые колебания атомов кристаллической решетки ферромагнетика, и, в результате, координация магнитных полей электронов нарушается: домены исчезают. После остывания образца доменная структура возникает вновь, однако нарождающиеся домены уже не «помнят» о том, что образец был намагничен – их магнитные поля снова ориентированы хаотически. Это свойства ферромагнетиков используется, например, в криминалистике: стволы огнестрельного оружия при хранении постепенно намагничиваются в поле Земли, однако, если из оружия сделан выстрел, то горячие пороховые газы нагревают ствол выше точки Кюри, размагничивая его. Даже если такое ружье почистить и смазать, все равно в ближайшие после вызрела неделю - две оно еще не успеет вновь намагнититься, и можно точно установить – стреляли из него или нет.
Другой пример: если ферромагнитную ленту перемещать мимо устройства, создающего магнитное поле записывающей головки – соленоида, то в ней возникнут области остаточного намагничивания, способные сохраняться довольно долго. На этом принципе основана работа магнитофонов, которые не только позволяют «запомнить» интересующую нас информацию, но, и дают возможность, затем считать ее. При считывании регистрируется ЭДС индукции, возникающая при движении уже намагниченной ленты мимо катушки с проводником – воспроизводящей головки магнитофона.
Этот же принцип использован создателями систем магнитной записи информации на обод колесной пары вагона. При отправке вагона в путь на его колесо (сталь, как известно, является ферромагнетиком) можно записать информацию о станции назначения, характере груза и т.д., а когда вагон приблизится к сортировочному узлу или станции, эта информация будет автоматически считана расположенным на входе станции устройством и затем обработана на ЭВМ. Подобная система позволит резко облегчить труд сортировщиков вагонов и диспетчеров, поскольку до сих пор основную (и минимальную) информацию о вагоне дает лишь написанный на его борту номер, прочитать который может только человек.
При работе над повышением надежности системы магнитной записи конструкторам пришлось вспомнить и о точке Кюри. Выяснилось, в частности, что по пути следования вагона при торможении, ударах на стыках рельсов происходит местный разогрев бандажа колеса, и оно постепенно размагничивается. Чтобы записанная информация не терялась, в системе пришлось предусмотреть ее периодическую перезапись: как показали испытания, это необходимо делать в среднем через каждые 1000-1500 км пути.
1 Глазунов А.Т. «Физика учебник для 11 классов школ и классов с углубленным изучением физики», Москва, «Просвещение» 2002
2 Демкович Б.П., Демкович П.П. «Сборник задач по физике для 8-10 классов», Москва, «Просвещение», 2003
3 Жданов Л.С. «Учебник по физике для средних специальных учебных заведений», изд-во «Альянс», Москва 2009
4 Кабардин О.Ф. «Физика учебник для 10 класса школ и классов с углубленном изучением физики», Москва, «Просвещение» 2001
5 Мянишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика 10 класс», Москва, «Просвещение» 2001
6 Перышкин А.В., Гутник Е.М. «Физика 9 класс», Дрофа, Москва 2002
7 Пинский А.А., Граковский Г.Ю. «Физика для студентов учреждений среднего профессионального образования», Москва, Форум-Инфра-М 2003
8 Под редакцией Гладковой Р.А. «Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений», изд-во «Наука» 1975
9 Приложение к приказу Минобразования России от 30.06.99 № 56.
10 Рылеева А.П. «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы», Москва, «Просвещение» 2000
11 Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ж. «Физика 11», Москва, «Просвещение» ,2000
12 Шахмаев М., Шахмаев С.Н. «Физика 10», Москва, «Просвещение» 2000
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.