Магнитное поле и его свойства. Магнитная индукция. Сила Ампера. Работа при перемещении проводника в магнитном поле. Намагничивание веществ, страница 16

Так, совсем не фантастикой являются высокоскоростные поезда, парящие над дорогой на магнитной подвеске: яркий пример реализации старой идеи прямого использования притяжения и отталкивания магнитов в технике.

Принцип действия систем с магнитной подвеской иллюстрируется рисунками 25 и 26.


В настоящее время активно разрабатываются конструкции магнитной подвески двух типов. Первый тип – электромагнитный – основан на притяжении магнита стальными рельсами специальной конструкции. Магнитное поле создается с помощью соленоидов, расположенных в нижней части поезда. При прохождении тока через соленоиды вагон притягивается к рельсу, расположенному над соленоидами вагона, однако между вагоном и рельсом остается зазор, величина которого контролируется специальным датчиком. К достоинствам этого типа подвески можно отнести то, что она работает и при движущемся и при неподвижном вагоне. К сожалению, подвеска, основанная на притяжении, является неустойчивой, так как при увеличении зазора (например, из-за колебаний состава при движении) сила притяжения магнита к рельсу резко уменьшается, и вагон может даже упасть на путь.

Второй способ подвески – электродинамический – основан на взаимном отталкивании токов. Магнитное поле токов соленоидов, которые находятся в основании вагона, взаимодействует с токами, возникающими при движении поезда в хорошо проводящем (например, изготовленном из алюминия) основании полотна (эти токи возникают вследствие явления электромагнитной индукции, о котором мы поговорим несколько позднее).

Величина индуцируемых токов (а значит, и сила отталкивания) зависит от скорости движения состава, и поэтому прежде, чем вагон оторвется от полотна, его предварительно приходится разгонять примерно до 40 км/ч, для чего поезд снабжается обычными колесами.

Мы все время говорим о соленоидах – электромагнитах. А как же обычные магниты – чем они плохи? К сожалению, до сих пор еще не созданы достаточно сильные постоянные магниты, способные обеспечить подъем и удержание многотонного экипажа на расстоянии 30-50 мм от уровня пути. Да и создать электромагнит – компактный, легкий и в то же время достаточно мощный – совсем не просто. Согласно закону Ампера, подъемную силу можно повысить, увеличив ток в соленоиде; расчеты показывают, что сила тока в подобном электромагните должна составлять сотни килоампер. Но по закону Джоуля-Ленца такой соленоид будет сильно нагреваться, и избежать этого можно лишь резко понизив сопротивление провода, из которого он изготовлен. Традиционный путь снижения сопротивления – увеличение сечения проводов – здесь неприменим, так как с ростом диаметра провода увеличивается и его масса. Для удержания же над рельсом утяжеленного соленоида требуется большая сила, а это означает необходимость еще большего увеличения тока и т.д. Возникает техническое противоречие: соленоид должен быть большим (для создания требуемой подъемной силы) и должен быть небольшим (для того, чтобы не перегрузить поезд). Разрешить это противоречие удается использованием сверхпроводящих магнитов, в которых отсутствуют потери на нагрев. Большие токи могут теперь течь по проводам малого сечения, а это означает, что габариты таких магнитов удается заметно уменьшить. Более того, если обмотку сверхпроводящего магнита замкнуть накоротко, то однажды возбужденный в ней электрический ток, который создает постоянное магнитное поле, будет циркулировать в обмотке неограниченно долго. Это свойство сверхпроводящих соленоидов позволяет облегчить проблему энергоснабжения движущегося поезда. Технические препятствия на пути реализации подобных систем связаны в первую очередь с созданием надежных систем охлаждения соленоидов до температур, которые необходимы для перехода обмотки соленоидов в сверхпроводящее состояние.

Еще одна сфера применения магнитных свойств электрических токов – системы управления электрическими цепями, позволяющие управлять достаточно мощными приборами (включать или выключать их), пользуясь слабыми сигналами от разного рода датчиков.