Цель: Изучить принципиальную схему машин самовозбуждения и независимого возбуждения и их принцип работы. Оборудование:схемы устройства электрической цепи машин постоянного тока. Ход работы 1. Выполним эскиз схемы их вариантов возбуждения машин: а) б) в) г) а) независимое возбуждение б) параллельное возбуждение в) последовательное возбуждение г) смешанное возбуждение 2. Дал описание и характеристики этих машин между собой |
||||||||||||
ЛЗ 190304.52.02 |
||||||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
||||||||
Разраб. |
Крепс Д.В. |
Исследование машины постоянного тока |
Лит. |
Лист |
Листов |
|||||||
Пров. |
Сальников А.А. |
у |
1 |
2 |
||||||||
НТЖТ ВХ-51 |
||||||||||||
Н. контр. |
||||||||||||
Утв. |
||||||||||||
а) Двигатель с независимым возбуждением. Он называется так, потому что ток в обмотке возбуждения не зависит от тока якоря. В таком двигателе ток подается на щетки и обмотку возбуждения. В цепи якоря включен пусковой реостат. В цепь обмотки возбуждения регулировочный реостат предназначенный для изменения тока возбуждения. Плюсы этого соединения в том, что частоту вращения можно регулировать в большом диапазоне за счет изменения напряжения. Минусы в том, что обмотке возбуждения нужен постоянный ток из внешнего источника. б) Двигатель параллельного возбуждения. При этом соединении ток обмотки возбуждения зависит от тока якоря. Обмотка возбуждения подключается параллельно к обмотки якоря в этих двигателях при изменении момента нагрузки мощности изменяется в широких пределах. Этот двигатель способен работать при холостом ходе когда ф=0, но он не развивает высоких крутящих моментов. При тормозных эффектах увеличивается ток двигателя, но магнитный поток главных полюсов уменьшается из-за действия поперечной реакции якоря. Вследствие этого частота вращения будет возрастать, но падение напряжения вызовет уменьшение частоты вращения. в) Двигатель с последовательным возбуждением. Обмотка возбуждения включена последовательно с его якорем. В связи с тем ток возбуждения и магнитный поток главных полюсов определяется нагрузкой на валу двигателя IB=Ia=I. У таких двигателей при изменении момента нагрузки мощность изменяется в меньших пределах, чем у двигателей параллельного возбуждения, но при изменении нагрузки двигатель начинает развивать большие скорости, а при холостом ходе приобретает опасные значения по своим последствием – разрыв бандажей. Поэтому двигатель нельзя включать без нагрузки. г) Двигатель смешанного возбуждения. Этот двигатель имеет на каждом полюсе по две обмотки возбуждения: параллельную и последовательную. Двигатель применяют в условиях когда требуется большой пусковой момент, быстрое ускорение при пуске. Такой двигатель может работать в режиме холостого хода, т.к. магнитный поток параллельной обмотки ограничивает частоту вращения и устраняет вероятность «разгона». Но двигатель смешанного возбуждения, имеющий на каждом полюсе по две обмотки возбуждения, более дорогостоящий, по сравнению с двигателями типов рассмотренных выше, что несколько ограничивает его применение.
|
||||||||||||
ЛЗ 190304.52.02 |
Лист |
|||||||||||
2 |
||||||||||||
Изм |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
||||||||
Лабораторное занятие № 1 Тема: Исследование устройства и принцип действия машины постоянного тока. Цель: Изучить элементы конструкции, узлов машины постоянного тока. Оборудование:якорь машины постоянного тока, макет машины постоянного тока, плакат устройства. Ход работы 1. Привел схему машины постоянного тока 2. Пронумеровал каждую из деталей и выписал назначение: 1 – коллектор, к нему присоединяют обмотку якоря, он имеет различное исполнение в зависимости от мощности, быстроходности и других факторов. 2 – щетка, нужна для отвода тока от вращающегося коллектора, а также для подвода к нему тока. 3 – якорь, часть электрической машины, нужен индукцирования ЭДС. 4 – главный полюс, крепят к станине при помощи болтов, выполняет условие токосъема. 5 – катушка возбуждения опирается на заплечники полюса, на возбуждение затрачивается мощность, составляющая 0,5-3% от каминальной мощности машины. 6 – станина образует магнитную систему машины с главными полюсами, станину делают из стали, чтобы была магнитная проницаемость. 7 – задний подшипниковый щит нужен для закрытия машины сзади. |
||||||||||||
ЛЗ 190304.41.01 |
||||||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
||||||||
Разраб. |
Зайцев В. |
Исследование устройства и принцип действия машины постоянного тока |
Лит. |
Лист |
Листов |
|||||||
Пров. |
Сальников А.А. |
у |
1 |
2 |
||||||||
НТЖТ ВХ-41 |
||||||||||||
Н. контр. |
||||||||||||
Утв. |
||||||||||||
8 – вентилятор, нужен для охлаждения машины. 9 – задние лобовые части обмотки якоря крепят бандажом, который может быть проволочным. 10 – вал относится к вращающейся части машины постоянного тока. 11 – бандажи служат для крепления лобовых частей обмоток якоря. 12 – лапы, служат опорой на фундамент станины. 13 – передний подшипниковый щит, служит для закрытия переднего торца машины постоянного тока. 14 – подшипник – относится к вращающей части машины, служит для движения вала, вращения. 15 – щеткодержатель – служит для удерживания и крепления щеток 3. Принцип действия машин постоянного тока: Для того, чтобы во внешней протекал ток одного направления, необходимо чтобы щетки сохраняли свою полярность. Их полярность определяется направлениями ЭДС, а значит щетка должна взаимодействовать через кольцо, только с той активной стороной, которое имеет одно и тоже направление относительно движения в магнитном поле. С этой целью кольцо делят на две половины, каждое из полуколец будет связано с одной из активных сторон. Расположение щеток необходимо выбрать таким образом, чтобы на момент замыкания щеткой полуколец разница потенциалов была максимальной, равнялась 0 – это горизонтальное положение рамки. Выпрямительный ток будет обладать пульсацией – переменная составляющая от минимального до максимального значения. Для того, чтобы ее снизить, добавили ещё одну рамку и расположили её перпендикулярно предыдущей. В результате добавления дополнительной рамки, имеем значительное уменьшение пульсации, т.к. снижение ЭДС на одной активной стороне будет компенсироваться повышением ЭДС на другой активной стороне (2-й рамкой). Если количество активных сторон и разрядок на кольце увеличивать, то при их количестве 16 пластин 1 пару полюсов, пульсация будет составлять менее 1%. Таким образом, получим коллектор, который кроме выполнения рамки скользящего контакта выпрямляет переменный ток внутри машины в постоянный ток внешней цепи. Двигатель является потребителем электрического тока, т.е. он ток не индукцирует, а получает готовым от источника. Через щетки и коллектор этот ток попадает на обмотки якоря. Магнитное поле на нем создается как и на генераторе (электромагнитами главных полюсов). Это поле действует на проводник с током электромагнитной силой, которая и заставляет якорь вращаться, когда начнется вращение возникает сила индукции, при этом ЭДС индукции будет противоположно основному тока потребителя. Вывод: В ходе проделанной работы изучил элементы конструкции узлов машины постоянного тока, плакат устройства. |
||||||||||||
ЛЗ 190304.41.01 |
Лист |
|||||||||||
2 |
||||||||||||
Изм |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
||||||||
Лабораторная работа № 2 Цель: Изучить электрические схемы разных типов генераторов, принцип самовозбуждения, достоинства и недостатки. Оснащение: «Электрические машины» Дайлешко. Ход работы 1. Выполним эскиз схемы их вариантов возбуждения машин: а) б) в) г) |
||||||||||||
ЛЗ 190304.51.02 |
||||||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
||||||||
Разраб. |
Крепс Д.В. |
Работа генераторов постоянного тока |
Лит. |
Лист |
Листов |
|||||||
Пров. |
Сальников А.А. |
у |
1 |
2 |
||||||||
НТЖТ ВХ-51 |
||||||||||||
Н. контр. |
||||||||||||
Утв. |
||||||||||||
2. Принцип самовозбуждения. Для самовозбуждения необходимы условия: на сердечнике главных полюсов должна бать остаточная намагниченность, замкнутый контур, который связывает ОВ и ОЛ; индукционный ток на якоре должен быть такого направления, чтобы при подаче на ОВ происходило усиление остаточного магнитизма; сопротивление цепи возбуждения должно быть меньше критического. 3. Сравнил генераторы и двигатели с различным соединением ОЛ. а) Генератор и двигатель с независимым возбуждением. Генератор. Цепь якоря и цепь возбуждения не зависят друг от друга, а значит изменяя его можно добиваться разного напряжения (4-20 В до 600 В). имеет холостой ход, но необходима привязка к источнику. Двигатель. Ток в обмотке возбуждения не зависит от тока якоря. В таком двигателе ток подается на щетки и обмотку возбуждения. В цепь обмотки возбуждения, регулированной реостатом предназначенный для изменения тока возбуждения. Достоинства данного соединения в том, что частоту вращения можно регулировать в большом диапазоне за счет изменения напряжения. Недостатки в том, что обмотке возбуждения нужен постоянный ток из внешнего источника. б) Генератор и двигатель с параллельным возбуждением Генератор обладает холостым ходом, т.к. цепь якоря и ОВ постоянно замкнуты. При замыкании на внешнюю цепь по закону Киргофа общий ток в узле будет разделятся на две части Iвн, Iов. Двигатель. При этом соединении ток обмотки возбуждения зависит от тока якоря. Обмотка возбуждения подключается параллельно к обмотки якоря. В этих двигателях при изменении маятника нагрузки мощности изменяется в широких пределах. Этот двигатель способен работать в режиме хода, когда j= 0, но он не развивает высоких крутящих моментов. в) Последовательное возбуждение. В генераторах с последовательным возбуждением отсутствует холостой ход. Поскольку на начальный момент индуцируемый ток слабый, значит для выполнения самоиндукции сопротивление внешней нагрузки необходимо сводить к минимуму. Двигатель с последовательным соединением. Обмотка возбуждения в включена последовательно с его якорем. В связи с тем, ток возбуждения и магнитный поток главных полюсов определяется нагрузкой на валу двигателя Iв = Iа = I. У таких двигателей при изменении момента нагрузки мощностью изменяется в меньших пределах, чем у двигателей параллельного возбуждения, но при уменьшении нагрузки двигатель начинает развивать большие скорости, а при холостом ходе приобретает опасные значения по своим значениям. Поэтому двигатель нельзя включать в режиме холостого хода.
|
||||||||||||
ЛЗ 190304.51.02 |
Лист |
|||||||||||
2 |
||||||||||||
Изм |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
||||||||
в) Смешанное возбуждение. Генератор имеет одновременно и параллельную и последовательную ОВ. В результате этого генератор смешанного возбуждения исключает недостатки двух первых генераторов самовозбуждения, а достоинства объединяет. Двигатель. Этот двигатель имеет на каждом полюсе по две обмотки: параллельную и последовательную. Двигатели применяют в условиях, когда требуется большой пусковой момент, быстрое ускорение при пуске. Такой двигатель может работать в режиме холостого хода, т.е. магнитный поток параллельной обмотки ограничивает частоту вращения, на каждом по две обмотки возбуждения, более дорогостоящий, по сравнению с двигателями, рассматриваемыми выше, что ограничивает его применение.
|
||||||||||||
ЛЗ 190304.51.02 |
Лист |
|||||||||||
3 |
||||||||||||
Изм |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
||||||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.