Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Кафедра: Русского языка и литературы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
По курсу: «Русский язык и культура речи».
Вариант 1.
Выполнил студ. гр. АЭз-05-01: Абизгильдин Р.А.
Шифр 073743
Проверила профессор: Набиева Н.Г.
Уфа 2008
Задание 1. Расставьте ударение в следующих существительных.
1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свёкла, статуя, ходатайство, щавель.
2. Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.
Задание 2. Расставьте ударение в прилагательных. Если возможны варианты, укажите их.
Безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый.
Задание 3. Расставьте ударение и особо отметьте слова, имеющие варианты. Составьте с ними словосочетания.
Баловать, балованный, делящий, заиндеветь, закупорить, запломбировать, запломбированный, искриться, маркировать, премировать, усугубить.
Задание 4. Мягко иди твердо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?
Мягко: айсберг, безе, деликатес, декан, депрессия, интеллект, кофе, кратер, крейсер, музей, неологизм, одесский, патент, пенсне, сессия, свитер, терапевт, термин, штемпель, эффект.
Твёрдо: безе, деликатес, бактерия, дельта, интервью, кодекс, кредо, критерий, модель, нетто, орхидея, патетика, пантера, пенсне, синтез, тент, термос, тест, фланель, штемпель, энергия.
Вариантно: безе, деликатес, пенсне, штемпель.
Задание 5. Какой звук ([о] или [э]) произносится под ударением в следующих словах?
( О ) Безнадёжный, блёклый, гренадёр, никчёмный, обнёсший, облёкший, одноимённый, подсёкший, предрёкший, поблёкший.
( Э ) Желчь, одновременный, планер.
Задание 6. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение каждого слова.
Абитуриент ( поступающий в учебное заведение), абориген ( коренной житель), аксиома (утверждение, не требующее доказательства), алгоритм (последовательность), аллегория (иносказание), аннотация (объяснение), беллетристика (художественный стиль), брошюра (маленькое издание), викторина (игровое выступление), винегрет (смесь), витрина (место для обозрения), галерея (череда), гегемония (превосходство), генеалогия (наука о происхождении, родословная), гигиена (учение о чистоте), деликатес (изысканное блюдо), дефис (чёрточка), дилетант (непрофессионал), директива (указание), дирижер (руководитель музыкального коллектива), дилижанс (конная повозка), дирижабль (цепеллин), дифирамб (ода), дрессировать (воспитывать животных), идеология (мировоззрение), инженер (менеджер, специалист), имитация (копирование), индивид (особь).
Задание 7. Перепишите. Укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной черточкой, обозначьте суффикс (^).
Убираю (несовершенный) комнату - уберу (совершенный) комнату, отпирать (совершенный) замок - отпереть (несовершенный) замок, замереть (совершенный) от восторга - замирать (несовершенный) от восторга, растереть (совершенный) сахар в ступке, удирает (несовершенный) без оглядки – удерёт (совершенный) без оглядки.
Задание 8. Вставьте пропущенные буквы. К словам с удвоенными согласными
а в конце корня приведите как можно больше производных слов и запишите их.
Агрессия (агрессивный), аккуратный, акробат, антенна (антенный), апелляция, аплодировать, асимметрия, бакалея, баллада, баррикада, бассейн, биссектриса, грамматика, грамота, гуманность, диффузия, дрессировать, идиллия (идиллический), иллюзия, иллюстрация, имитация, импрессионизм, индифферентный, ипподром, иррациональный.
Задание 9. Спишите, исправляя пропущенные буквы.
Препровождать документы, бессердечный человек, бестолковая чересполосица, чрезмерные старания, исчезнуть за горизонтом, сделать объявление, в превосходном здании, преодолеть пресложное препятствие, претворить мечту.
Задание 10. О или Ё? Выполняя данное упражнение, не забывайте определять, в корне, в суффиксе или в окончании находится интересующая вас буква. Укажите ударение в словах.
Девчонка, грушовка, сверчок, затушёвывать, раскорчёвывать, ожёг руку, чопорный, бечёвка, шовинизм, шоссе, печёные яблоки, горячо, жонглёр, изжога, зажёгший, обжора, ежовый, стажёр, тихий шорох, говорить обще, дешёвый товар, холщовый мешок, вооружённое нападение, опытный шофёр, вертеть трещотку, мельничный жёрнов, утлый чёлн, поджог сарая.
Задание 11. Пользуясь справочным материалом, вставьте, где нужно, Ь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.