5 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ БАЗОВЫХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ
1) Сделать проверочный расчет размеров барабана лебедки ЛБУ22-670 и числа рядов навивки каната.
Исходные данные: диаметр бочки барабана Dб=0,5 м; длина барабана Lб=1,18 м; диаметр каната dк=28 мм; оснастка 5х6.
Диаметр навивки каната (в м) определяем по формуле :
Dpi = Dб + (2zi-1)·dк·α, (4)
где zi — число рядов навивки каната на барабане; α =0,93 — коэффициент сжатия каната.
Диаметр намотки по первому ряду каната (в м):
Dр1 = 0,5 + 0,028 = 0,528.
Диаметр намотки по второму и третьему рядам (в м)
Dp2 = Dр1 + 2·dk·α = 0,528 + 2·0,028·0,93 = 0,554;
Dp3 = Dp1 + 4·dk·α = 0,528 +4·0,032·0,93 = 0,58.
Число витков каната в одном ряду
m=Lб·β/t (5)
где β= 0,92÷0,95 — коэффициент неравномерности навивки каната; t=0,033 м — шаг навивки каната.
Тогда
m = 1,18·0,95/0,033≈34 витков .
Принимая, что в первом ряду находится 10 нерабочих витков каната (mз=10), определяем безопасную длину этого постоянно навитого на барабан каната:
lз=π·Dрл·mз=3,14·0,528·10≈17 м.
Необходимая длина наматываемого на барабан каната (в м) для подъема бурильных труб
L=ε·l·uТС+lз. (6)
Здесь ε = 1,05÷1,15 — коэффициент, учитывающий пробег крюка при подъеме; l=27 м — длина свечи; uТС = 10 — число рабочих струн оснастки.
L10= 1,05·27·10 +17 = 196 м.
Длина одного ряда каната (в м), навиваемого на барабан:
li=π·Dрi·m. (7)
Для первого ряда
l1 = 3,14·0, 528·34 = 56 м;
для второго ряда
l2 = 3,14·0,554·34=59 м;
для третьего ряда
13 = L- l1- l2= 196- 56- 59 = 81 м.
Число витков в третьем ряду
mз = lз/(π·Dрз )= 81/(3,14·0,58) = 45 витков.
Из расчета видно, что при длине барабана 1,18 м и числе витков в одном слое 34 для подъема свечей длиной 27 м для работы с навивкой каната в три слоя может быть применена талевая система с кратностью полиспаста uTC = 10, т.е. оснастка 5х6 допускает работу со свечами длиной 27м.
2) Проверить диаметр тормозных шкивов барабана лебедки ЛБУ-1100.
Диаметр тормозных шкивов зависит от диаметра первого ряда навивки каната на барабан и определяется соотношением:
Dш =(1.85÷2.5)Dр1. (8)
Диаметр тормозного шкива Dш = 0,9 м, тогда отношение Dш/Dр1 = 0,9/0,528= 1,705, что допустимо, так как это отношение больше 1,8.
3) Определить усилия натяжения набегающего и сбегающего концов тормозной ленты и проверить давление колодок на барабан.
Исходные данные: максимальная нагрузка на крюке Gk=2,2 MH; диаметр барабана лебедки ЛБУ22-670 Dб=0,5 м; оснастка талевой системы 5x6; диаметр тормозного шкива 0,9 м; ширина тормозной ленты 0,23 м; материал колодок — ретинакс; допустимая удельная нагрузка σmах=0,8, а σmin=0,5 МПа.
Натяжение набегающего на барабан ведущей струны каната при торможении
PВТ=(Gк+GТС)·ηТС·kд/uТС, (9)
где GTС = 0,l MH — вес подвижной части талевой системы; uТС = 10 -кратность талевой системы; ηТС=0,83 — к, п. д. талевой системы; kд =1,1 - коэффициент динамичности.
PВТ =(2,2+0,1)·0,83·1,1/10=0,21MH.
Момент на барабане
Мб= PВТ·Dбр/2 (10)
(Dбр = Dбр =0,594 м [4 c. 80]—расчетный диаметр барабана с навитым канатом по третьему слою, при котором момент на барабане будет наибольшим).
Мб = 0,21·0,594·103/2=62,4 кН·м.
Натяжение (в кН) набегающих концов лент (рисунок 3)
Рисунок 3- Схема распределения усилий на тормозной рукоятке
Sн=k·FТ·еµ·α/ (еµ·α-1), (11)
где k= 1,2 — коэффициент запаса; FТ —окружное тормозное усилие, кН
FT = Mб·2/DT= 62,4·2/0,9= 138,6 кН;
µ— коэффициент трения колодок, примем µ=0,35(для ретинакса ФК-24А)[рик с.290, т.IX.5]; α — угол обхвата тормозного шкива лентой, рад, α=270:360·2·π=4,71; DT =0,9 м— диаметр тормозного шкива.
Sн= 2 ·138,6 · е0,35·4,71/ (е0,35·4,71-1)=210кН.
Натяжение сбегающих концов лент
Sc = Sн /еµ·α = 210/ е0,35·4,71= 48 кН.
Максимальное давление колодок на тормозной шкив
рмах = Sн /2·B·DT=210/2· (0,23·0,9)= 692 кПа = 0,69 МПа
(В — ширина тормозной ленты, м).
Полученное давление допустимо, так как σmin=0,5 МПа <pmаx<σmax.=0,8 МПа
Минимальное давление колодок на тормозной шкив
рmin= Sс 2/2·B·DT =48/(0,23·0,9)=247 кПа = 0,25 МПа.
Среднее давление колодок на шкив
рср = (рmах+рmin)/2= (0,69+0,25)/2 = 0,47 МПа
Средняя удельная нагрузка
σcр=(σmах+σmin)/2=(0,8+0,5)/2 = 0,65 МПа.
Следовательно, рср=0,47 МПа <σср=0,65 МПа, что допустимо.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.