Социологические воззрения Монтескье содержатся также в памфлете «Персидские письма» (1721), в историческом исследовании «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734).
Итак, Монтескье признавал объективность законов, многофакторность общественного развития, заложил основы географического направления в будущей социологии, был сторонником теории естественного права и общественного договора.
2. Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Свои идеи об обществе и естественном состоянии жизни людей, о социальном неравенстве и социальной справедливости он изложил в ряде трактатов: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» (1750); «Об общественном договоре» (1762); «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1765).
Критикует современное ему общество. Дает идеал общества, на основе рассуждений о естественном состоянии дообщественного человека. Этому состоянию, согласно Руссо, были свойственны гармония человека с природой, наличие антропологических различий, неравенство физических и интеллектуальных сил, стремление к состраданию и самосохранению. Солидарен с Монтескье в критике Гоббса, высказывает свое понимание сущности общества.
В результате численности роста населения, учащения контактов людей усиливается естественное антропологическое неравенство. Занятие земледелием ведет к становлению частной собственности. В результате происходит дифференциация общества на бедных и богатых. В зависимости бедных от богатых получила выражение социальная несправедливость. Бедные лишались естественного права свободы. Неравенство в собственности влечет за собой борьбу социальных групп, следствием которой является необходимость гражданского мира. Гражданский мир обеспечивается заключением общественного договора. Заключив общественный договор, человек теряет естественную свободу, приобретая свободу гражданскую и право собственности на то, чем обладает. Общественный договор трактуется Руссо не как документ или событие. Общественный договор это основа стабильности и порядка в обществе, точнее, его политической составляющей.
3. Английское обществоведение второй половины XVIII- начала XIX вв. представлено прежде всего именами двух ученых: Адама Смита и Томаса. Мальтуса.
Адам Смит (1723-1790), классик экономической мысли и одновременно ученый, давший социологии немало оригинальных идей. Главная из них заключается в следующем. Общество осмысливается не только и не столько как государство, а как «трудовой и меновый союз людей», другими словами, как экономическая система.
А. Смит считает: во-первых, следует изучать экономические взаимосвязи; а, во-вторых, полезен анализ политических отношений. Уточним, что политэкономия трактовалась как искусство государства вести хозяйственную деятельность. В своем исследовании «О природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит говорит, что общественная жизнь любого народа и государства основана на стремлении людей к благополучию, высокому социальному положению, реализующихся прежде всего в труде. Чтобы труд стал условием процветания индивида и государства необходимы:
1) господство частной собственности на средства производства;
2) невмешательство государства в экономику;
3) отсутствие препятствий для развития предпринимательства;
4) разделение труда, специализация в производстве конкретных видов товаров;
5) всеобщее образование;
6) расширение применения машин и создание новой техники.
А. Смит четко отразил социальные перемены. По Смиту, богатое, процветающее общество не может быть единым. Смит выделяет три класса: наемные рабочие, капиталисты, землевладельцы, противоречия их интересов неизбежны, они естественны, полезны обществу, его классам и людям, их образующим.
Поведение людей обусловлено природными (страсти) и социальными факторами. Последние более значимы, так как в основе поведения каждого лежит его самооценка и оценка другими людьми. Качества людей оценивать себя и поведение других ниспосланы им свыше, но интенсивность и формы их проявления определяются социальным окружением индивида. Повышение уровня образования, оплаты труда есть условие стабильности общества, обладающего классовой дифференциацией.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.