Понятие «общество» в своем первоначальном смысле означало общность, союз, сотрудничество, объединение, ассоциацию. Социальные общности, как правило, создаются на основе совместного бытия людей, связанных общими взглядами, культурой, языком или происхождением.
Общество изначально сосуществовало с природой, сосуществует с ней и сейчас, использует разнообразные природные факторы, ресурсы и условия, но развивается общество на собственной основе. Характер объединения людей и их групп в единое целое, в саморазвивающуюся систему обусловлен социальными законами. На развитие этой системы оказывает влияние такой фактор, которого нет и не может быть в природе. Речь идет о субъективном факторе – воле, интересе и сознательной деятельности отдельных людей и социальных групп. Природный фактор может стимулировать или тормозить развитие общества. Можно обратиться к географическому направлению в социологии и к такому исследованию: Мечников, Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи [Текст] /Л.И. Мечников. – М.: АО «Издат. группа «Прогресс»: Пангея, 1995.
Обществом обозначают различные формы коллективности и сообщества людей. К системе, именуемой обществом, относится все, что отсутствует в природе. Обществом характеризуют организационные формы совместной, коллективной жизнедеятельности людей.
Понятие «общество» необходимо отличать от понятий «народ», «нация», «государство», «население», «страна». Например, страна – социально-территориальное явление, характеризующееся устойчивыми связями между населением, которое проживает на одной территории, обладает суверенитетом, развитой социальной структурой.
В социологии есть два основных исследовательских подхода к изучению общества. Социоцентрический (исходит из приоритета целого над индивидом; таким целым являются общество, группа; здесь речь идет о методологической основе социоцентризма; если базироваться на ней, то поведение индивидов есть производное от социальной структуры) и человекоцентрический, или гуманистический (исходит из приоритета индивида над целым; если базироваться на такой методологической основе, то общество есть производное от осмысленных социальных действий индивидов).
Такие разные методологические основы определяют и различные научные языки описания и понимания социальной реальности, а также различные типы эмпирических исследований: количественные и качественные.
В русле социоцентрической ориентации используются традиционные количественные исследования, направленные на изучение массовых, социально-статистических явлений и процессов. Такие исследования надежны в стабильных обществах, когда действуют долговременные и устойчивые тенденции. В переломные, нестабильные периоды нужны другие методы, способные уловить только-только формирующиеся тенденции и явления. Здесь более эффективными будут качественные методы (гибкие, мягкие). В соответствии с человекоцентрической, гуманистической методологией они ориентированы на индивида, его субъективное восприятие меняющейся реальности и выработку новой жизненной стратегии. Названные два типа методов нельзя противопоставлять друг другу, их полезно комбинировать или использовать параллельно, особенно при крупномасштабных исследованиях.
Обозначенные методологические основы – социоцентрическая и человекоцентрическая – по-своему проявляют взгляд социологии на общество, отличая ее от других социальных наук.
3. В качестве самостоятельной науки социология сформировалась относительно недавно, хотя ее истоки надо искать в древней философии. Мыслители античности, средневековья, Возрождения, Просвещения предложили разнообразные теоретические модели устройства общества и места человека в нем, свои схемы общественного развития. Но возникновение социологии в ее современном виде было связано с ориентацией на новый тип научности, характерный для естествознания первой четверти Х1Х века. О. Конт (1798 – 1857) явился первым, кому удалось соединить идею общества как общежительности, совместной жизнедеятельности людей с новым стандартом научности, представленным тогдашним естествознание6м. О. Конт ввел термин «социология» в 1839 году, в 47-й лекции «курса позитивной философии» (том 4) для обозначения принципиально новой науки об обществе, которую еще предстояло создать. Ученый предложил свою знаменитую классификацию наук, пометив в ней социологию в одном ряду с естественными науками, рассматривая социологию как завершение этой системы, как «вершину» всех наук.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.