Основываясь на так называемом материалистическом понимании истории К. Маркс сделал попытку представить человечество, его историю как цепь закономерно сменяемых типов общества - общественно экономических формаций. Между прочим по всё той же схеме - схеме восхождения, что и у всех прогрессистов того времени, высшей из которых должна была стать коммунистическая общественно-экономическая формация. Именно с этой, последней по Марксу, начинается подлинная история человечества, называемая им коммунизмом или «обобществившимся человечеством», другими словами, - «человеческим обществом».
Революционное учение К. Маркса затем было подхвачено российскими социал-демократами, а затем ортодоксальными из них было доведено до крайности, то есть абсолютизировано. Вместе с попыткой практически реализовать его в России, разумеется, не могло не сказаться на самой марксовой теории общества и его концепции социального прогресса. Немалая заслуга в этом отношении принадлежит В. Ульянову-Ленину.
К. Маркс замечательно и весьма предусмотрительно как-то заметил, предвидя, что могут сделать с его учением его последователи: «Я – Маркс, а не марксист». К. Маркс был Марксом, Ленин же – марксистом.
Сегодня многие ошибочно полагают, (да и прямо говорят об этом), что марксизм и его социологическая составляющая «приказали долго жить», умерли. Вряд ли с этим можно согласиться: такое суждение неверно как по факту, так и по существу дела. Марксистская традиция не прервалась, она существует, хотя и без того …, в отношении к нему который имел место, скажем, в нашем обществе в советское время. Да, и сущность марксова учения об обществе не исчерпана, поскольку многие социальные проблемы, теоретически решить которые пытались Маркс и Энгельс, продолжают существовать и сегодня, волнуя людей.
Сейчас марксизм значим не как теория конкретного этапа в истории капитализма или набор вытекающих из этого анализа рецептов. Марксизм изначально и в своей реально сложившейся к исходу ХХ века роли выступает как научный анализ (и поиск выхода из) отчуждения, эксклюзии, нищеты, неравенства, эксплуатации, угнетения, доминирования и т. д. Человечество пока не придумало новой теории этих язв, что и питает жизненные силы марксизма. Ситуация эта имеет прямое отношение в России и как аспект публичной социологии, и как теоретическое основание политики в социальной (по меньшей мере) сфере. Естественно, речь идёт о социальной политике не в смысле, заложенном в наименование государственного ведомства по социальным вопросам.
Марксизм - реальная и важная парадигма современной социологии. Взаимодействуя с окружающей общественно-научной средой, он стимулирует анализ социальных реальностей и выступает как фактор развития социологии. Выступления марксистов стимулируют содержательные дискуссии, - «политконтрольные», но и без дипломатических условностей. Среди имён этого направления социологии М. Буровой, Л. Вакан, Э. Олин Райт, Г. Тербон (он отозвался о теории модернизации так: «это скорее рыхлый набор дискурсов о социальных изменениях», авторы, группирующиеся вокруг журналов «Critique», «New Left Review», «Eleventh Thesis». Сильное влияние марксизма отразилось в трудах П. Бурдье, Э. Гидденса, М. Фуко, Ю. Хабермаса, Н. Пуланцаса и др.
(последние два абзаца цитировались по: Романовский Н. В. «О современном этапе развития социологии» СОЦИС, 2007, №? с. ? )
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.