Врезки (по персоналиям)
О. Конт
Конт Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог. Его часто называют отцом, иногда крёстным отцом социологии, кок особой, в смысле отдельной и специальной науки об обществе. Один из родоначальников позитивизма. В 1817-1822 гг. был секретарём Сен-Симона, затем репетитором и экзаменатором Политехнической школы в Париже. Его творчество принято разделять на два периода. Первый период ознаменовался написанием и изданием Контом своего главного труда – «Курса позитивной философии» (ч. I-VI, 1830-1842), в котором были изложены основы социологии как науки, а в 4-ой части применён термин «социология».
Конт считал, что созданная им наука, венчающая классификационный ряд наиболее значимых наук является такой же точной как все естественные науки, поскольку, как он полагал, законы, которым подчиняется в своём функционировании и развитии общество, и которые призвана изучать социология, ничем не отличаются от законов природы. Применительно к обществу как объекту социологии и Конт выделил два аспекта его изучения: социальную статистику и социальную динамику. Вслед за Сен-Симоном развивал идею трёх стадий развития общества, оснований на призвании первенства интеллектуального развития общества (теологическая стадия, метафизическая стадия и позитивная стадия). Третья, позитивная стадия в развитии общества основывается на науке, важное место среди которых принадлежит и социологии, призванной, по мнению мыслителя, рационализовать общественную жизнь людей.
Второй период творчества Конта – это период его работы над «курсом позитивной политики» (ч. I-IV, 1851-1854). В данном сочинении Конт поставил задачу социологического обоснования научной, то есть позитивной политики, политики примиряющей «порядок» и «прогресс». В «Курсе позитивной политики» Конт определяет социологию как «позитивную мораль», мораль, относящуюся не к индивиду, а к обществу.
Э. Дюркгейм
Дюркгейм Эмиль (1858-1917) – французский философ и социолог, основатель французской социологической школы. Считал, что для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо выделить специфический предмет социологии – «социальную сферу». Разработал методологию и методы социологических исследований, что нашло отражение в его работе «Правила социологического метода» (1895), в русском переводе – «Метод социологии» (1899). Подвёл под социологическую науку базу эмпирических исследований и сосредоточил внимание на её прикладном характере. Этому посвящён его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897), на русский язык переведён в 1912 г..
Рассматривал общество как индивидуальное событие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидуумов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Соединение общего, коллективного , обусловленного закономерным, но связанного с индивидуальным, Э. Дюркгейм назвал «социальным фактом». Социальные факты, по его мнению, существуют, во-первых, вне индивида, то есть их надо рассматривать как вещи и , во-вторых, она оказывают на индивида принудительное воздействие.
Много внимания уделял изучению форм и видов поведения, отклоняющегося от общепринятых норм. Он ввёл в научный оборот термин «аномия», позволяющий дать объяснение причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения. Его учение об обществе явилось весомым вкладом в развитие современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа.
Обобщающее понятие, которое выражает основные принципы теории и методологии Дюркгейма, - «социологизм».
Центром социологического творчества Дюркгейма является идея общественной солидарности. В соответствии с двумя типами общества – традиционным и современным, он выделяет два типа социальной солидарности. первый тип – механическая социальная солидарность, при которой индивид не принадлежит себе: «Я – это только МЫ». Второй тип – органическая солидарность, порождённая общественным разделением труда и основанная на разделении индивидов. Если первый тип солидарности предполагает поглощение индивида коллективом, то второй – развитие личности, основанное на разделении труда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.