Средневзвешенная и предельная цена капитала

Страницы работы

Фрагмент текста работы

4.1 СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ЦЕНА КАПИТАЛА

Цена капитала: базовая концепция

Любое предприятие, независимо от формы собственности, нуждается в различных источниках средств, чтобы финансировать свою хозяйственную деятельность.

Анализ структуры пассива баланса, характеризующего источники средств, показывает, что основными их видами являются:

-  внутренние источники;

-  заемные средства;

-  временно привлеченные средства.

Причины их образования, а также величина и доля в общей сумме источников средств могут быть различными.

К внутренним источникам относятся:

-  уставный капитал (средство от продажи акций и паевые взносы участников);

-  резервы, накопленные предприятием (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль, фонды накопления);

-  прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

 К основным заемным источникам относятся:

-  ссуды банков;

-  заемные средства;

-  средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

-  кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте.

Временно привлеченные средства образуются на предприятии в результате временного ЛАГА между получением товарно-материальных ценностей и датой их оплаты ТМЦоплата.

В идеальной хозяйственной модели предполагается, что текущие активы (это активы раздела 2 баланса) финансируются за счет краткосрочных (краткосрочные кредиты банков, краткосрочные займы, кредиторская задолженность), а средства длительного пользования (ОПФ, ОНПФ) – за счет долгосрочных источников средств (собственные средства, долгосрочные кредиты и займы).

Благодаря этому оптимизируется общая сумма расходов по привлечению средств.

Но ни один вид источников, из перечисленных выше привлекаемых для хозяйственного оборота средств не бывает для предприятия бесплатным (кроме спонсорства).

Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами:

а) акционерам необходимо выплачивать дивиденды;

б) банкирам – проценты за предоставленные ссуды и т.д.

То есть предприятие несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала.

Общая сумма средств, которую необходимо заплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала.

Концепция цены капитала является одной из базовых в теории капитала. Суть ее сводится:

1)  к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов;

2)  к определению той нормы рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не получить убытки и не уменьшить свою рыночную стоимость.

Исходя из этой концепции, финансовый менеджер, финансовый директор пытается найти оптимальную структуру источников финансовых ресурсов, и минимизировать расходы по привлечению средств.

То есть снизить цену капитала для своей фирмы.

Цена каждого из источников средств – различна, поэтому цену капитала находят по формуле средней арифметической взвешенной

, где

Кi – цена i-го источника средства;

di – удельный вес i-го источника средств.

Этот показатель отражает уровень затрат для поддержания экономического потенциала предприятия при сложившейся структуре источников средств, требованиях инвесторов и кредиторов и дивидендной политике.

Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя (ЦК). Именно с ним сравнивается показатель, характеризующий норму рентабельности конкретного проекта.

Для расчета по этой формуле финансовый менеджмент, прежде всего, обращается к бухгалтерскому балансу, где можно найти необходимую долю задолженности и долю акционерного капитала. Эти доли умножаются на стоимость привлечения соответствующего вида капитала.

Основная сложность при исчислении цены капитала заключается в исчислении стоимости единицы капитала, полученного из конкретного источника средств.

Для некоторых источников стоимость единицы капитала вычислить достаточно легко (например, цена банковского кредита), а по другим источникам это сделать довольно трудно, причем точное исчисление стоимости единицы капитала из такого источника в принципе невозможно!

Тем не менее, даже приблизительное значение цены капитала предприятия опять полезно, так как это дает возможность:

1)  проводить сравнительный анализ эффективности авансирования средств в деятельность предприятия;

2)  осуществлять собственную инвестиционную политику.

Какова же возможная вариация компаний по показателю «цена капитала»? Статистика по отечественным предприятиям, естественно, отсутствует. Можно привести пример из западной практики.

Так, по данным 177 американских компаний, опубликованных в журнале «Fortune”, 16,8% компаний из анализируемой выборки имеет цену капитала до 11%; 65% компаний – от 11 до 17%; 19,2% компаний – свыше 19%.

Таким образом, показатель «цена капитала данного предприятия» характеризует какую сумму следует заплатить за привлечение единицы капитала из данного источника. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.

Кроме понятия «цена капитала данного предприятия» в теории и практике имеет место и другое понятие «цена предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов», которое характеризуется различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба эти понятия количественно взаимосвязаны. Так, если предприятие участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше чем цена капитала , цена предприятия по завершении этого проекта уменьшится.

Похожие материалы

Информация о работе