Составитель: к.и.н., доцент кафедры финансов и кредита
Шушканова Е.А.
Красноярск - 2008
1.1. Цели и задачи курса. Предмет курса
Целью дисциплины «История экономических учений» является изучение истории возникновения, развития, борьбы и смены экономических теорий. Из экономических воззрений прошлого в учебный курс входят концепции, которые в наибольшей степени повлияли на современные экономические взгляды. В задачи курса входит показ многообразия подходов мировой мысли к решению одних и тех же проблем экономической науки. Важно определить последовательность и логику эволюции научных положений и идей мировой экономической мысли.
Исходя из этого, к предмету курса относятся исторические условия развития экономических взглядов, основные учения, направления, школы и их представители, генезис понятий и категорий экономической науки.
Поскольку появление тех или иных взглядов и концепций всегда тесно связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики, программа курса включает проблемы использования теоретических разработок экономистов в хозяйственно-государственной практике различных стран.
Учитывая количество учебных часов, выделяемых на изучение данной дисциплины, структура курса представлена преимущественно экономическими учениями Запада. При этом значительное место уделяется истории экономических учений в России, которая развивалась в направлении, близком к европейскому, обладая при этом своей национальной спецификой.
1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть студенты в результате изучения истории экономических учений:
Студент, прослушавший курс истории экономических учений должен знать: основные экономические направления и школы (методологию, содержание экономического учения и его представителей), логику развития истории экономической мысли, воздействие экономической теории на экономическую политику и общественные представления. В процессе работы над курсом студент должен научиться работать с первоисточниками и уметь дать ему современную интерпретацию. Важно, чтобы студент умел сравнивать различные экономические теории и школы по трактовке фундаментальных экономических категорий (стоимость, цена, прибыль и пр.)
Предмет и задачи учебного курса. Принципы и особенности изучения истории экономических учений. Методологические подходы к изучению курса. Источники изучения и краткая историография. Функции и практическая значимость курса.
Экономические представления в странах древнего Востока (Древний Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Учение о государственно-храмовом хозяйстве (проблемы учета, контроля и управления).
Особенности экономической мысли античности. Платон и концепция идеального государства. Экономические взгляды Аристотеля: экономика и хрематистика, учение о справедливой цене.
Воздействие мировых религий на экономическую мысль древности: отношение к богатству, ростовщичеству, труду.
Развитие экономической мысли в средние века. Каноническая доктрина Фомы Аквинского.
Особенности экономической мысли Востока в средние века и экономические представления арабов (Ибн Хальдун).
Исторические условия и предпосылки формирования политэкономии: великие географические открытия и развитие мировой торговли; движение Реформации и его идеология (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер); первоначальное накопление капитала.
Меркантилизм – первая школа политической экономии. Эволюция европейского меркантилизма: от теории денежного баланса к теории торгового баланса (Томас Мен). Характерные черты меркантилизма: активная внешняя торговля, роль государства, протекционизм, развитие мануфактуры, бережливость. Значение меркантилизма в истории экономической мысли и современное к нему отношение.
Критика меркантилизма и начало формирования трудовой теории стоимости: экономические взгляды Уильяма Петти и школа физиократов. Франсуа Кенэ и учение о «чистом продукте». Возникновение идеи laisser faire (от фр. попустительство, невмешательство)
Исторические условия становления классической школы политэкономии: промышленный переворот и идеология Просвещения.
Адам Смит и его учение о природе и причинах богатства народов. Понятие экономического человека и факторы производительного труда. Учение о разделении труда. Трудовая теория стоимости. Понятие «невидимой руки» в учении Смита. Роль государства в экономической жизни по Смиту. Движение стоимости и получение доходов в учении Смита.
Давид Рикардо. Классическая теория земельной ренты. Модель распределения доходов и «железный закон заработной платы».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.