Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что в любом бизнесе, нацеленном на получение доходов всегда присутствует риск неполучения планируемых доходов, причем чем выше ожидаемая доходность тем выше и степень риска их неполучения. Финансовый менеджмент может ставить своей целью минимизацию риска или максимизацию дохода на каких-то определенных этапах развития бизнеса. Но в долгосрочной перспективе менеджмент должен стремиться к достижению разумного компромисса между риском и доходностью. В практическом плане это означает, что, принимая любые решения (о привлечении или размещении средств), менеджер сопоставляет риск и ожидаемую доходность и осуществляет на этой основе выбор варианта. Не могут приниматься решения, степень риска которых не соответствует ожидаемой доходности.
Концепция стоимости капитала состоит в том, что каждый источник финансирования имеет свою стоимость (стоимость банковского кредита – проценты, стоимость акционерного капитала – дивиденды и т.п.). Капитал, необходимый для функционирования любого бизнеса, формируется путем привлечения средств из различных источников как внутренних, так и внешних. Существуют разнообразные методы мобилизации капитала (получение банковского кредита, осуществление облигационного займа, эмиссия акций, реинвестирование прибыли и др.). Каждый из способов мобилизации средств на нужды бизнеса имеет свои особенности, недостатки и преимущества. Кроме того, следует учитывать некоторые внешние ограничения в применении тех или иных методов мобилизации капитала (законодательные ограничения, ограничения, связанные с состоянием рынка капитала и т.п.).
Принимая решения по использованию тех или иных источников средств, финансовый менеджер учитывает все названные выше моменты, при этом важную роль играет учет стоимости каждого из возможных источников. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Поэтому количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.
6. Эффективности рынка. Асимметричная информация.
Агентские отношения.
Концепция эффективности рынка отражает зависимость рынка капитала от информации, которой располагают участники рынка. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на ценах на акции и другие ценные бумаги. Причем эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя заранее предсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна.
Эффективный рынок теоретически возможен, но реальный рынок таким не бывает. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.
Есть две основные характеристики эффективного рынка, применимые на практике.
Во-первых, инвестор не имеет логически обоснованных аргументов ожидать большего, чем в среднем, дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Это вовсе не означает, что инвестор не сможет получить или не получит более высокого дохода, главное в другом — такой исход не может быть ожидаемым.
Во-вторых, уровень дохода на инвестированный капитал есть функция степени риска (лучший пример – процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам). Точная зависимость, конечно, не известна, ясен лишь характер связи — чем выше риск, тем больше должна быть доходность. Требование более высокой доходности, безусловно, отражается на рыночной цене акций.
Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.