Нормативы к трубопроводам для транспортирования воды и гидросмесей при их расположении на поверхности
1. Выбор трассы и строительство трубопроводов должно производиться в соответствии с требованиями СНиП 2.05.07-85 и других регламентирующих материалов.
2. Выбор трассы и взаимного расположения сооружений гидротранспорта на генплане должен производиться на основании материалов топографических, гидрометеорологических, инженерно-геологических и геотехнических изысканий и исследований.
3. Трассу трубопроводов следует прокладывать по возможно короткому пути с минимальным числом поворотов в плане и резких переломов в профиле с обеспечением наименьшего числа пересечений рек, оврагов, болот, дорог и коммуникаций.
4. Трасса должна быть доступной и достаточно удобной для завоза труб, их монтажа с применением механизмов, а также обслуживания в процессе эксплуатации – вдоль трассы трубопроводов следует предусматривать спланированные дорожные полосы с подъездами.
5. Продольный профиль трассы трубопроводов должен обеспечивать возможность самотечного опорожнения трубопроводов в гидроотвал или специально устраиваемые емкости. Для этого продольный уклон напорных трубопроводов берется не менее 0,5% или 0,005 по направлению к выпуску (при обосновании гидравлическим расчетом допускается уклон 0,2% или 0,002).
6. Трассы трубопроводов, пересекающие овраги, балки, лощины, следует прокладывать на эстакадах, исключив монтирование линий с большими углами наклона относительно горизонта.
7. Радиусы сопряжения прямолинейных участков следует принимать: не менее 1,5D – при условии применения отводов повышенной износостойкости заводского изготовления; не менее 5D – при применении отводов, изготавливаемых из стальных труб общего назначения.
8. Для обеспечения равной износостойкости стенок криволинейных и прямолинейных участков труб следует радиус поворота принимать равным и более (5-6)D для мелкоизмельченных материалов; равным и более (10-15)D для крупнокусковых материалов.
9. Повороты трубопроводов, располагаемых на эстакадах, следует предусматривать только при наличии анкерных опор, снабженных компенсаторами.
10. Расстояние в свету между наружными поверхностями параллельно укладываемых магистральных трубопроводов с учетом возможности сварки стыков, поворота и замены отдельных участков, ремонта раматуры следует принимать равным не менее 500 мм для труб с внутренним диаметром до 900 мм; 600 мм – внутренним диаметром более 900 мм.
11. Магистральные трубопроводы следует укладывать по спланированной поверхности земли на поперечные, как правило, бетонные лежни или блоки.
12. При подземной прокладке трубопроводов глубину заложения труб следует определять по СНиП 2.04.02-84.
13. В соединениях отдельных узлов недопустимо наличие ступеней; рекомендуется накладка манжет на наружную поверхность или наплавка внутренней поверхности на концах металлических труб порошковыми сплавами – Сормайт и ФБХ-2, а также электродами Т-590 и Т-620. Зона наплавки каждого конца трубы составляет (0,8-1,5)D, толщина наплавленного слоя 2-3 мм. Наплавка должна иметь плавное сопряжение с внутреней поверхностью трубы.
14. По возможности следует избегать эксплуатации наклонных трубопроводов и в случае необходимости предусматривать наклон менее 200 либо более 700, а выбор толщины стенок труб для наклонных участков производить с учетом угла наклона труб и направления движения гидросмеси.
15. При надземной прокладке трубопроводов целесообразно применять трубы с толщиной стенки не менее 10-14 мм, а при подземной – не менее 16-20 мм (ограничение не касается трубопроводов разводящих, распределительных участков).
16. Монтаж трубопроводов целесообразно вести поточно-плетевым способом: трубы сваривают в плети (секции) длиной 30-36 м на специально отведенных площадках и готовые плети доставляют тракторами к месту монтажа, где их сваривают, укладывают по размеченной трассе на подкладки.
17. Перед сборкой стыков труб под сварку кромки и прилегающую к ним поверхность труб тщательно очищают, деформированные концы выправляют или обрезают. Стыкуемые трубы перед сваркой центрируют с оставлением соответствующих зазоров.
18. Переходы трубопроводов под железными и автомобильными дорогами следует предусматривать преимущественно в местах прохождения дорог в насыпях, оснащенных футлярами или сооружать тоннели, внутренний диаметр которых должен быть на 200 мм более наружного диаметра трубы. Концы футляра (тоннеля) должны выступать за очертание насыпи не менее 3 м.
19. Пересечения трубопроводами железных и автомобильных дорог следует предусматривать, как правило, под углом не менее 450.
20. Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожного пути или верха покрытия автомобильных дорог до верха трубы или футляра подземного трубопровода следует принимать при способе производства работ: открытом – не менее 1 м; закрытом – не менее 1,5 м.
21. Расстояние по вертикали от низа конструкции при надземном переходе должно быть:
- до головки рельса железнодогожного пути – в соответсвии с ГОСТ 9238-83;
- до верха покрытия автомобильных дорог – не менее 5 м, а при высоте автомобилей более 4 м – не менее высоты автомобиля плюс 1 м;
- при пересечении воздушных линий электропередачи высокого напряжения – в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ);
- до поверхности земли на незастроенной территории – не менее 2,5 м.
22. При пересечении надземных трубопроводов с воздушными линиями электропередачи и связи должны быть приняты меры, препятствующие попаданию гидросмеси на провода в случае разрыва трубопровода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.