Опыт подготовки и реализации национальной программы борьбы с коррупцией в Украине, страница 2

Пересмотр политико-юридического понятия коррупции. Для разработки детализированной системы мероприятий по преодолению явлений коррупции в украинском госаппарате необходимо сначала определиться с обновленным понятием коррупции.

Действующее законодательство определяет коррупцию как сумму традиционно непритязательных (преимущественно, по модели взяточничества) злоупотреблений властью, на преодоление которых направляется прозрачная система организационно-правовых мероприятий. Однако на самом деле современная коррупция является сложным по содержанию и структурой феноменом украинского государственно-политического бытия. В этом смысле она есть не столько механической суммой (набором) конкретных мелких или существенных злоупотреблений властью, сколько явлением общей деградации этноса государственной службы – процессом, последствия которого сегодня рельефно проявляются не только на индивидуальном, местном или региональном,  но и на общегосударственном уровне.

В политическом контексте сегодняшнего дня коррупция должна толковаться как этически порочный способ профессиональной жизни должностного лица, в котором государственная служба, выполнение тех или других законодательно очерченных полномочий рассматривается агентом государства, чиновником как форма специфического «бизнеса», рисковая и порой острая игра власти на частных и общественных интересах, целью и следствием которой является не только персональное обогащение коррупционеров, но и общая деградация государственного служения обществу, деформация имиджа государственной службы, политическая эксплуатация гражданского общества государством.

Следствием коррупции является не только понижение авторитета государственной власти, но и антагонизм между органами государственной власти и населением, политическая пассивность граждан, абсентеизм, профессиональная неискренность в культурно-образовательной и воспитательной сфере, коллаборационизм, сдача в плен и массовое дезертирство в военное или другое кризисное для страны время и тому подобное.

Поскольку, по данным политической науки, способ жизни в индустриально развитых странах быстро и постоянно усложняется, усложняется в них также и явление преступности, модифицируется практика, стиль злоупотребления государственной властью. Таким образом, коррупция если и не является исключительным или прямым следствием осложнения экономических, культурных и политических процессов в современном Украинском государстве, то, все же, претерпевает на себе последствия глубоких структурных изменений в этих участках. Следовательно, необходимо признать, что современная коррупция является феноменом уголовно рафинированным, сложным к осмыслению и разработке действенных средств противодействия и предотвращения ее. Как правило, акты коррупции совершаются умственно способными людьми, коэффициент интеллекта которых является значительно более высоким, чем средний. Поэтому для правильного (адекватного требованиям сегодняшнего дня) определения общего понятия и квалификации состава правонарушения (преступления) под названием «коррупция» необходимо привлечь лучшие юридические силы, провести мониторинг зарубежного опыта борьбы с ней и т.п.

Необходимо согласиться с тем, что юридически и политически правильное осознание даже элементарного понятия коррупции не является общедоступным и требует тренированного интеллекта. Оно требует развитой политической и юридической культуры, концептуального мышления, высокого уровня овладения юридической наукой и др.

Борьба с коррупцией в системе мероприятий по совершенствованию отношений гражданского общества и государства. Наиболее эффективным средством политической борьбы с коррупцией является существенное сужение круга вопросов, которые решаются исключительно через реализацию государственных программ, способом разнообразных административных согласований или общей властной поддержки, как на общенациональном, так и на местном уровнях.

Быстрое и неподдельное строительство гражданского общества приводит к уменьшению как фактической, так и потенциальной угрозы коррупции. В то же время, расширение сектора государственного регулирования общественных по своей природе процессов приводит, напротив, к увеличению реального уровня коррупции или к существенной эскалации ее угрозы.