Методические указания по выполнению расчетно-практической работы, страница 4

Характеристику сети можно изменить только в направлении увеличе­ния сопротивления потоку жидкости путем дросселирования вентилем или задвижкой. Из-за увеличения потерь напора характеристика сети Нс

Рис.6. Отыскание требуемой частоты вращения насоса по заданной режимной точке

Эта парабола пересечет исходную характеристику н;кмса в точке «Б» с параметрами оби НБ.

Тогда

пх = п рз/ рб        или      пх = п (Нт/ Н6).

Разница в значениях пх, определенная по этим двум чпнисимостям, не должна превышать 1%. Для расчета берется среднее значение пх.

Очевидно, что если точка «А» лежит выше исходной характеристики насоса при п об/мин, то гц > п. если ниже, то наоборот.

Найдя значение пх, пересчитывают на нее все рабочие характеристи­ки Н - (2; N - 0; т\ - р.

При пересечении характеристики н^ак - <3 следует ппльзоваться за­висимостью |3]

Вторым способом изменения (снижения) характеристик насоса явля­ется обточка его рабочего колеса.

При пересчете характеристик насоса при обточке кчлеса пользуются формулами

ИЛИ       роб.г / т/Но&г = Рз / Тг = С = СОП51,

отсюда                    \\ = 0*/сг(18'

Это уравнение параболы обточки, Режимы, удовлсп: фягощис зако­нам обточки, располагаются па этой параболе, имеющей вершину в на­чале координат.

Определим, до какого диаметра О* нужно обточи м> рабочее колесо, чтобы характеристика Нн - 0 подобного насоса прошла через требуе­мую точку «А» с координатами 0, и Нт (рис. 7).

1(р - режимный коэффициент, при

п3<90 ]<Р = ОЛ; 90<п5<160 кр = 0,15; 160<п5<250Ц = 0,2.

Обточка рабочего колеса возможна в довольно небольших пределах вследствие значительного снижения КПД. Предельная величина обточ­ки зависит от коэффициента быстроходности п5, и для нпсосов п5 < 200 указана в табл. 3.

Рис.7. Изменение характеристики насоса обточкой г^ючего колеса В уравнении (18) параболы обточки, проходящей через точку «А\»,

имеем

:=,^.

Находим точку «Б» пересечения этой параболы с характеристикой насоса и ее координаты О^ и НБ. В этом случае искомая величина

Значение 1ДХ определяется через отношение как расходов, так и напо­ров, должно отличаться друг от друга не более чем на 1 %. В расчет вво­дится среднее значение.

Полученный процент обточки т = (1 -1^)100% должен быть меньше предельно-допустимого (см, табл. 3).

Далее рабочие характеристики Н-(3;>^-(2;г]-<3 пересчитываются по точкам на найденное значение Пх. Только характеристика н^1" - О остается прежней, поскольку всасывающая способность насоса зависит только от условия входа жидкости в рабочее колесо, а на них обточка практически не влияет.

Выбор способа получения режимной точки основывается на следую­щих положениях.

Получение режимной точки путем изменения характеристики сети экономически оправдано только в том случае, когда необходимо часто (несколько раз в смену) изменять подачу насосной установки. Это обу­словлено тем, что введение дополнительного сопротивления (закрытие задвижки) приводит к увеличению затрачиваемой мощности.

Получение режимной точки путём изменения частоты вращения насо­са возможно в том случае, если имеется приводной электродвигатель (или какой-нибудь другой двигатель) с регулируемой частотой враще­ния, что на практике бывает нечасто.

Поэтому наиболее целесообразным представляется способ, преду­сматривающий изменение диаметра рабочего колеса.

Однако, как отмечалось выше, обточка рабочего колеса приводит к снижению КПД.

На основании приведённых положений выбор способа получения ре­жимной точки надо производить в такой последовательности.