ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Ремонтное производство — это особый вид частичного производства машин или оборудования, характеризующийся неравнопрочностью их деталей и нестабильностью регулировок, т. е. имеющих в своем исходном составе элементы различного срока службы. Оно организуется в сфере потребления этих машин и оборудования и заключается в периодическом воспроизводстве частично утраченной вследствие износа работоспособности их отдельных элементов.
В процессе ремонтного производства возможно потребление произведенной продукции машиностроительного производства (готовых запасных частей, сборочных единиц, агрегатов). Действительный объем работ по ремонту ограничивается и определяется средними или фактическими затратами труда по выполненным разборочно-сборочным, моечным, ремонтным и контрольно-испытательным работам.
Процессы технического обслуживания (ТО) машин — это процессы возобновления неконструктивных исходных элементов (смазывание, регулирование и т. п.) этих машин. Объемы их выполнения входят в объемы ремонтного производства, которое имеет дело с машинами, агрегатами и сборочными единицами, частично утратившими работоспособность, но являющимися ремонтопригодными и служащими своеобразными заготовками для этого производства.
Своеобразие данных процессов в отличие от изготовления машин, происходящих по схеме сырье — изготовление — машина, состоит в их замкнутости, т. е. машина — ремонт — машина.
Под производственным процессом ремонта машин понимается совокупность действий людей, орудий производства и отдельных процессов, проводимых для получения работоспособной машины из частично утративших работоспособность, но ремонтопригодных агрегатов и сборочных единиц.
В производственный процесс (рис. 1.1) как ремонта машин, так и их изготовления входят не только основные (очистка, разборка, дефектация, комплектование, изготовление или восстановление деталей, сборка машины и т. д.), т. е. непосредственно связанные с ремонтом или изготовлением, но и все вспомогательные (транспортирование объектов ремонта, запасных частей и материалов, контроль качества, приемка и скла-дирование ремфонда и готовой продукции, изготовление при-способлений и нестандартного оборудования и т. д.) процессы, обеспечивающие возможность деятельности предприятия.
Производственный процесс ремонтного производства на-много сложнее соответствуюшего процесса в машиностроении (рис. 1.2). Капитальный ремонт (Рî... Рş) включает все эле-менты машиностроительного производства (М\...Мş), а также специфические технологические операции (Рдî... Рдв). В связи с этим трудоемкость изготовления машин всегда будет мень-ше трудоемкости капитального ремонта тех же объектов, так как в последнем случае сборке, испытанию и окраске машин предшествует их разборка с очисткой, дефектацией и др.
Отмеченная разница в производственных процессах одно-именных машин еще более усугубляется меньшим уровнем концентрации ремонтного производства по сравнению с маши-ностроением. Кроме того, заготовками в машиностроении слу-жит тот или иной материал с вполне определенной механиче-ской прочностью и известными физическими и химическими свойствами.
В ремонтном производстве заготовками служат машины, агрегаты, сборочные единицы, неизвестно до какой стелени утратившие работоспособность.
Производственный процесс делится на ряд технологических процессов.
Технологическим процессом называется часть производст-венного процесса по изменению формы, размеров, свойств ма-териала или предмета производства с целью получения изделия в соответствии с заданными техническими требованиями,
Технологические процессы устанавливают определенную по-следовательность выполнения ремонта машин и оборудования.
Структура технологического процесса. Степень его раечле-ненности во многом зависит от конструкции машины и програм-мы ремонтно-обслуживающего предприятия. Если программа велика, то он состоит из большого числа технологических процессов и включает много рабочих мест, и наоборот. Кроме то-
-»-А? |
Рис. 1.2. Схемы для сравнения производственных процессов в машиностроении (М) и в ремонтном производстве (Р)
го, если машину можно расчленить на легко отделяемые агрегаты (двигатель, коробку передач, передний и задний мосты, рулевое управление, кабину и др.), то процесс делят на большое число отдельных технологических процессов и их выполняют параллельно.
Правильно расчлененный процесс той или иной машины или агрегата имеет очень важное значение для рациональной орга-низации процесса ремонта, снижения его себестоимости и осна-щения рабочих мест высокопроизводительными технологическим оборудованием и оснасткой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.