процессе эксплуатации;
И¢д; И²д – допустимые при ремонте износы 1й и 2й деталей,
образующих сопряжение;
Sнач – начальный зазор в сопряжении после приработки (максимальный зазор по чертежу)
Средняя скорость изнашивания детали или сопряжения определяют на основании микрометражных данных как среднеарифметическую:
, (4)
где N – число измеренных однотипных деталей;
Иизм i – измеренная величина износа i-й детали при ее наработке
до измерения Низм i.
При отсутствии данных по износам и наработке деталей могут быть определены по данным технической документации из уравнения:
(5)
где Тмр – утвержденной для данной зоны межремонтный ресурс
агрегата, машины.
Среднее полные ресурсы деталей или сопряжений в соответствии с рис. 1 и 2 определяются по уравнениям:
, (6)
, (7)
где и – скорость изнашивания соответственно детали и сопряжения.
В технических условиях на дефектовку деталей и сопряжений для каждой детали указаны допустимые при ремонте размеры, а не износы что облегчает работу дефектовщика.
Допустимый Ид и предельный Ипр износы следует рассчитывать по данным технических условий по уравнениям:
для вала Ид=dнач-dд , (8)
для отверстия Ид=Дд-Днач , (9)
для сопряжения И=Sд-Sнач , (11)
где dнач, dд – начальный и допустимый при ремонте размер диаметр
вала;
Днач, Дд – начальный и допустимый при ремонте диаметр
отверстия;
Sнач, Sд, Sпр – зазор в сопряжении соответственно начальный,
допустимый и предельный.
Многочисленные исследования показывают, что величина износа детали в период приработки в большинстве случаев не превышает допуск на их изготовление, то в расчетах ресурсов деталей и сопряжений за начальный размер принимается для деталей типа «вал» минимальный размер по чертежу «dmin», а для деталей типа «отверстие» - максимальный размер по чертежу «Дmax».
Определение полного ресурса сопряжения и
допустимых размеров сопрягаемых деталей.
Требуется определить полный ресурс сопряжения и допустимые размеры сопрягаемых деталей в месте их наибольшего износа.
Исходные сведения для расчетов представлены в таблице 1
дизелей Д-240, Д-240Л и их модификаций.
Наименование деталей сопряжения |
Размеры деталей по чертежу, мм |
Зазоры в сопряжении, мм |
||
Начальный Sн |
Допустимый Sд |
Предельный Sпр |
||
Втулка ведомой шестерни Палец ведомой шестерни |
0,030…0,072 |
0,14 |
0,25 |
По заданию средняя межремонтная наработка Тмр=3200 мото-ч. Расчеты проводятся исходя из предположения линейной зависимости средних износов деталей и их сопряжений от наработки. Средняя скорость изнашивания втулки Wвт=2,2×10-5 мм/мото-ч, средняя скорость изнашивания пальца Wп=1,2×10-5 мм/мото-ч.
1. Расчет значений допустимого без ремонта Ид и предельного Ипр износов, средней скорости изнашивания Wс и полного ресурса сопряжения Тсп.
Для рассматриваемого примера с использованием исходных данных из табл. 1 получаем:
- допустимый износ сопряжения по формуле (11)
И=Sд-Sнач=0,140-0,072=0,068 мм
- предельный износ сопряжения
Идс=Sд-Sнач=0,25-0,072=0,178 мм.
- Средняя скорость изнашивания сопряжения
Wc=Wд1 –Wд2
Где Wд1, Wд2 – соответственно средняя скорость изнашивания первой и второй детали сопряжения, мм/мото-ч.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.