Ежедневно в России перерабатывается около 5,5 млн. баррелей, или 0,77 млн. тонн нефти. По этому показателю наша страна занимает второе место в мире после США, которые перерабатывают в сутки более 2,3 млн. тонн «черного золота». При этом в Америке насчитывается 143 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), а в России – 42.
Высокой позицией в мировом рейтинге, по мнению отраслевых экспертов, наша страна фактически полностью обязаны той промышленной политике, которую в 1950 – 1970-х годах минувшего века проводил Советский Союз.
На сегодняшний день конкурентные позиции России, становятся все более уязвимыми из-за ограниченного объема и низкого качества внутреннего спроса. В наши дни НПЗ в силу своего «советского происхождения» исторически ориентируются на производство тяжелых нефтепродуктов – мазута, дизельного топлива, низкооктанового бензина, которые использовались для отопления помещений, выработки электроэнергии, в качестве топлива для тракторов, грузовиков и т.д. Поэтому характерной чертой российских НПЗ является значительное преобладание мощностей первичной переработки нефти над мощностями вторичных процессов, способных производить более дорогую качественную продукцию и как следствие более эффективно использовать сырую нефть.
Сегодня доля автомобильного бензина в общим производстве нефтепродуктов на российских НПЗ крайне низка и составляет 15-20%, в то время как в странах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель на порядок выше.
В среднем по всем российским нефтеперерабатывающим предприятия показатель глубины нефтепереработки (важнейший показатель для НПЗ, определяющий соотношение первичных и вторичных процессов переработки) составляет немногим более 70%. Для сравнения в Соединенных Штатах он превышает 90%.
По прогнозам Минэнерго РФ, мы сможем догнать по этому параметру американцев еще очень не скоро. Согласно оценкам министерских экспертов, к 2010 – 2015 годам глубина переработки на российских НПЗ достигнет 75%, а к 2020 году – только 85%. Ситуация усугубляется еще и тем, что в России действует ограничение на экспорт нефти – наши нефтедобывающие компании поставляют за рубеж в среднем 30-40%, остальное, естественно, перерабатывается внутри страны в связи с тем, что в России существует недостаток мощностей глубокой переработки, с увеличением добычи нефти и поставок сырья на отечественный НПЗ рынок заполняется тяжелыми нефтепродуктами, спрос на которые падает с каждым годом. Отчасти эта проблема решается с помощью ослабления ограничений на экспорт мазута, дизельного и печного топлива. Нефтяные кампании получают возможность активно поставлять их на мировые рынки как сырье для производства более качественного топлива (зарубежные страны, особенно государства Западной Европы, покупают наши нефтепродукты преимущественно для вторичной переработки). Однако в Европе постоянно повышаются экологические требования, в связи с чем неуклонно снижается спрос на подобную продукцию.
Так что российским заводам ничего не остается, как сделать то же самое, что в свое время сделали и зарубежные НПЗ, когда спрос на бензин рос быстрее, чем на тяжелое топливо. В ответ на затоваривание рынка мазутом и соляркой на западных предприятиях начали внедрять крекинг, что привело к увеличению доли легких нефтепродуктов в производство. Аналогичная тенденция сегодня наблюдается в российской нефтепереработке.
На сегодняшний день в России уже не осталось крупных самостоятельных нефтеперерабатывающих заводов, поскольку все они были поглощены нефтедобытчиками в процессе формирования вертикально интегрированных нефтяных компаний в начале-середине 1990-х годов.
Последнее НПЗ, не входящее в вертикально интегрированные компании лишились «независимости» в прошлом году. Тогда компания ЮКОС, занимающая второе место по добыче нефти в России (58 млн. тонн в 2001 году) приобрела крупнейшие в стране нефтеперерабатывающие предприятия – Ангарский нефтехимический комбинат, «Тюменская нефтяная компания» получила контроль над заводом «Орскнефтеоргсинтез», Хабаровский НПЗ вошел в «Группу Альянс», а крупнейшая российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» (добыча нефти в 2001 году – 78,3 млн. тонн) приобрела завод НОРСИ. Таким образом, формирование структуры переобрабатывающей отрасли было завершено.
В целом темпы развития нефтепереработки в России, как, впрочем, и в ряде других стран, зависят, прежде всего, от мировых цен на нефть (нефтяные компании получают основную прибыль от поставок сырой нефти, а не от готовой продукции). Судя по всему, в Минэкономразвития РФ считают, что цены на нефть, в ближайшее время будут колебаться в приделах, вполне достаточных для развития нашей нефтепереработки. Согласно утвержденной правительством «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», российские НПЗ смогут «осилить» за год 200 – 225 млн. тонн нефти.
При этом, как признают и эксперты, и, непосредственно, работники отрасли, зависимость от ценовой конъюнктуры можно ослабить, внедряя более эффективные методы управления и тем самым повышая рентабельность предприятий. Одним из самых перспективных путей развития российской перерабатывающей отрасли нефтяники считают интеграцию нефтепереработки с нефтехимией и выстраивание единой цепочки «переработка - сбыт». [9]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.