Таким образом, при напряжениях, сдвинутых по фазе на 120°, токи в цепях 1 и 2 получаются разными по значению и их векторы поворачиваются в разные стороны, стремясь к бифилярности, и размагничивают друг друга, что выражается уменьшением индуктивного сопротивления х на Δx1 и Δх2. Одновременно происходит индуктивный перенос мощности из опережающей по фазе цепи в отстающую. При расположении шин по углам равностороннего треугольника в трехфазных сетях этот перенос не проявляется, поскольку он одинаков по всем трем фазам. При расположении проводников в одной плоскости минимальный ток всегда получается в опережающей фазе А, а максимальный — в зависимости от коэффициента мощности цепи: при cos ф < 0,87 — в фазе В; при cos ф > 0,87 — в фазе С.
Выбранное по пропускной способности сечение шинопровода проверяется по экономической плотности тока. Как показали расчеты, значения Jэ для типовых жестких и гибких шинопроводов колеблется в пределах 0.5 - 0,7.
При работе шинопроводов возникает несимметрия напряжения (гл. 5), которая для типовых шинопроводов в нормальном режиме определяется по формуле
(22)
где — ток нормального режима одной цепи; — номинальное линейное напряжение;l- длина шинопровода;k - расчетный коэффициент.
В отключенной цепи двухцепного шинопровода возникает наведенное напряжение. U' от тока второй, работающей цепи, которое достигает наибольшего значения при КЗ в работающей цепи и определяется по формуле
(23)
где — действующее значение ударного тока трехфазного КЗ; — расчетный коэффициент. Значения коэффициентов для гибких унифицированных шинопроводов следующие: к = 0,106; к' = 0,021.
Несимметрия напряжения в симметричных шинопроводах не выходит за пределы 2%, нормированных ГОСТ. Наведенное напряжениеU' может быть значительным, и для его ограничения при работах на отключенной цепи устанавливают закоротки в начале и в конце шинопровода, а при необходимости и в промежуточных его точках с таким расчетом, чтобы наведенное напряжение не превышало 250 В, требуемых по условиям безопасности.
Ниже рассмотрен подробно выбор стальных шин, поскольку их часто применяют для выполнения цеховых магистралей.
Исследованиями установлено, что допустимая нагрузка переменным током стальных шин зависит от периметра сечения шины, а не от его площади (вследствие наличия поверхностного эффекта и эффекта близости). Вначале определяется ток нагрузки шинопровода (при этом ток не должен превышать в однополосной шине 300 — 400 А). Принимается линейная допустимая плотность тока J0, выражаемая в амперах на 1 мм длины периметра р сечения шины; допустимая линейная плотность тока зависит от допустимой температуры перегрева стальной шины над расчетной температурой окружающего воздуха . Эта зависимость определяется выражением
(24)
Установлено, что при болтовых соединениях шин не должна превышать + 40 С, а для сварных соединений она может быть повышена до + 550 С при расчетной температуре окружающего воздуха = + 35 °С. Тогда допустимая линейная плотность тока будет равна для болтовых соединений для сварных соединений J0 = 1,94 А/мм.
На основании этих данных получаем необходимый периметр поперечного сечения шины
(25)
По периметру шины, имея сортамент шин, подбираем нужный размер стандартных стальных полос при условииp = 2(h + b), гдеh — ширина шины;b - толщина шины.
Для двухполосных, трехполосных и четырехполосных шин периметр поперечного сечения определяем по формулам
(26)
(27)
(28)
Выбранную шину проверяем по потерям напряжения. Потерю напряжения в стальных шинопроводах определяем из выражения
(28а)
где — ток нагрузки; — длина шины; — коэффициент, определяемый выражением
(29)
где — активное сопротивление стальной шины;— внутреннее индуктивное сопротивление шины; — внешнее индуктивное сопротивление шины; — междуфазное напряжение; cos ф — коэффициент мощности приемника; значения и х" подсчитывают по формулам, известным из курса теоретических основ электротехники, или используют готовые значения к из таблиц для угловой, полосовой и круглой стали.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.