Русское искусство при первых Романовых. Русское искусство XVIII века. Искусство второй половины XVIII века

Страницы работы

Фрагмент текста работы

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Последним этапом древнерусской истории был XVII век. Он же явился нача­лом нового периода в истории русского искусства. Оставаясь еще под сильным влиянием церкви, искусство приобретало новые, светские черты. Полагают, что в этот период расширилось проникновение западных идей через Польшу, Белорус­сию и Украину. Происходило «обмирщение» культуры, т.е. усиление светских мотивов в культовых постройках. Под влиянием Запада в России возникают пер­вые театральные представления, в литературе на первый план выходят произве­дения светского характера, светская музыка, гонимая церковью, начинает поль­зоваться все большей популярностью.

Стремление преодолеть средневековые принципы в искусстве сочетается в XVII в. с мощным воздействием на искусство народного творчества, с которым связывают декоративное великолепие художественной культуры России. В этот период инициаторами строительства храмов все чаще выступали богатые купцы и горожане, чьи вкусы внесли существенную поправку в художественную тради­цию. В Москве возник Приказ каменных дел, в стенах которого были собраны лучшие русские мастера и приглашенные с Запада инженеры.

Объем здания оформлялся по-разному. Во-первых, это могла быть пирамида кокошников и луковичные главки на тонких, большей частью глухих барабанах. Особую нарядность придавал храму декор из поливных изразцов. Так выглядели церковь Рождества Христова в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и московская церковь Троицы в Никитниках, построенная богатым купцом Ни­китниковым из Ярославля. Куб церкви обстроен приделами; с севера и запада ее опоясывает галерея, вход с южной стороны оформлен шатровым крыльцом. К основному четверику с юга примыкает придел Никиты Мученика, также увенчанный куполом. Двум этим объемам вторит шатровая колокольня, главный этаж которой занимает придел Иоанна Богослова.

Культовые здания все больше отходили от строгих византийских канонов, и это вызывало тревогу церковных властей. Никон, занявший патриарший престол в 1652 г., повел борьбу против светского начала в церковном зодчестве и запре­тил постройку шатровых храмов, допуская шатровые покрытия только у коло­колен и крылец. Греческие иерархи, из года в год приезжавшие в Москву «за ми­лостыней», внушали царю Алексею Михайловичу и Никону идею возрождения Византии под эгидой Москвы. Воскресен­ский собор, строительство которого заканчивалось уже после смерти Никона, был очень велик и олицетворял собой мысль о том, что духовная власть выше царской.

Ансамбль церкви Ильи Пророка отличается асимметрией: к северной стене пристроен придел с шатровым верхом, а к южной - шатровая колокольня, они соединяются между собой невысокой галереей-папертью, опоясывающей южный и северный фасады здания.

В произведениях декоративно-прикладного искусства XVII в. проявилось стремление рус­ских художников к красочности, усложненности и разнообразию форм. Богато декорировали парадные оклады евангелий, применяя сложную технику наложения эмали на чеканные изобра­жения и используя большое количество само­цветов и речного жемчуга. Церковные сосуды-потиры, использующиеся в обряде причастия, становятся драгоценностью. Золотой потир боярина Морозова, пожертвованный его вдо­вой в Чудов монастырь московского Кремля, украшен многоцветной эмалью и драгоценными камнями. Потир, изготовленный московскими мастерами по заказу царя Федора Алексеевича для церкви Спаса Нерукотворного в Москве, зо­лотой с чернью. Растительный орнамент, рель­ефные плоды с лентами, медальоны с изображе­нием святых выполнены сияющими эмалевыми красками, блеск которых подчеркивается мер­цанием алмазов, сапфиров, изумрудов, укра­шающих потир по краю.

Примером красочности и богатства форм яв­ляются выносные церемониальные фонари, вы­зывающие в памяти силуэты деревянных храмов с шатрами-главками. Выполненные из цветной слюды на железном каркасе, они имели восьмигранный конусовидный корпус, часто завершенный живописной группой из шатровых главок и украшенный ажурными оловянными накладками.

Широкое распространение получила декоративная роспись по эмали, впервые примененная мастерами строгановских художественных мастерских из Сольвы-чегодска, названная «усольской». Изображая одни и те же цветы - тюльпаны, ромашки, васильки, подсолнухи, мастера достигали удивительного разнообразия узоров на неповторимых по кра­соте усольских эмалях.

В Оружейной палате изготовляли уникальные образцы парадного оружия. Высокого искусства достигла так называемая живопись иглой, продолжившая традиции русских вышивальщиц XV в. Тонкость исполнения, изящество рисунка, изысканный колорит отличают пелены-«воздухи», вышитые Марией Милославской (первая жена царя Алексея Михайловича), по праву считаю­щиеся уникальным памятником лицевого художественного шитья. Сохранились многочисленные вы­шивки, выполненные в мастерских именитых купцов Строгановых.

Похожие материалы

Информация о работе