Русское искусство при первых Романовых. Русское искусство XVIII века. Искусство второй половины XVIII века

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Последним этапом древнерусской истории был XVII век. Он же явился нача­лом нового периода в истории русского искусства. Оставаясь еще под сильным влиянием церкви, искусство приобретало новые, светские черты. Полагают, что в этот период расширилось проникновение западных идей через Польшу, Белорус­сию и Украину. Происходило «обмирщение» культуры, т.е. усиление светских мотивов в культовых постройках. Под влиянием Запада в России возникают пер­вые театральные представления, в литературе на первый план выходят произве­дения светского характера, светская музыка, гонимая церковью, начинает поль­зоваться все большей популярностью.

Стремление преодолеть средневековые принципы в искусстве сочетается в XVII в. с мощным воздействием на искусство народного творчества, с которым связывают декоративное великолепие художественной культуры России. В этот период инициаторами строительства храмов все чаще выступали богатые купцы и горожане, чьи вкусы внесли существенную поправку в художественную тради­цию. В Москве возник Приказ каменных дел, в стенах которого были собраны лучшие русские мастера и приглашенные с Запада инженеры.

Объем здания оформлялся по-разному. Во-первых, это могла быть пирамида кокошников и луковичные главки на тонких, большей частью глухих барабанах. Особую нарядность придавал храму декор из поливных изразцов. Так выглядели церковь Рождества Христова в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре и московская церковь Троицы в Никитниках, построенная богатым купцом Ни­китниковым из Ярославля. Куб церкви обстроен приделами; с севера и запада ее опоясывает галерея, вход с южной стороны оформлен шатровым крыльцом. К основному четверику с юга примыкает придел Никиты Мученика, также увенчанный куполом. Двум этим объемам вторит шатровая колокольня, главный этаж которой занимает придел Иоанна Богослова.

Культовые здания все больше отходили от строгих византийских канонов, и это вызывало тревогу церковных властей. Никон, занявший патриарший престол в 1652 г., повел борьбу против светского начала в церковном зодчестве и запре­тил постройку шатровых храмов, допуская шатровые покрытия только у коло­колен и крылец. Греческие иерархи, из года в год приезжавшие в Москву «за ми­лостыней», внушали царю Алексею Михайловичу и Никону идею возрождения Византии под эгидой Москвы. Воскресен­ский собор, строительство которого заканчивалось уже после смерти Никона, был очень велик и олицетворял собой мысль о том, что духовная власть выше царской.

Ансамбль церкви Ильи Пророка отличается асимметрией: к северной стене пристроен придел с шатровым верхом, а к южной - шатровая колокольня, они соединяются между собой невысокой галереей-папертью, опоясывающей южный и северный фасады здания.

В произведениях декоративно-прикладного искусства XVII в. проявилось стремление рус­ских художников к красочности, усложненности и разнообразию форм. Богато декорировали парадные оклады евангелий, применяя сложную технику наложения эмали на чеканные изобра­жения и используя большое количество само­цветов и речного жемчуга. Церковные сосуды-потиры, использующиеся в обряде причастия, становятся драгоценностью. Золотой потир боярина Морозова, пожертвованный его вдо­вой в Чудов монастырь московского Кремля, украшен многоцветной эмалью и драгоценными камнями. Потир, изготовленный московскими мастерами по заказу царя Федора Алексеевича для церкви Спаса Нерукотворного в Москве, зо­лотой с чернью. Растительный орнамент, рель­ефные плоды с лентами, медальоны с изображе­нием святых выполнены сияющими эмалевыми красками, блеск которых подчеркивается мер­цанием алмазов, сапфиров, изумрудов, укра­шающих потир по краю.

Примером красочности и богатства форм яв­ляются выносные церемониальные фонари, вы­зывающие в памяти силуэты деревянных храмов с шатрами-главками. Выполненные из цветной слюды на железном каркасе, они имели восьмигранный конусовидный корпус, часто завершенный живописной группой из шатровых главок и украшенный ажурными оловянными накладками.

Широкое распространение получила декоративная роспись по эмали, впервые примененная мастерами строгановских художественных мастерских из Сольвы-чегодска, названная «усольской». Изображая одни и те же цветы - тюльпаны, ромашки, васильки, подсолнухи, мастера достигали удивительного разнообразия узоров на неповторимых по кра­соте усольских эмалях.

В Оружейной палате изготовляли уникальные образцы парадного оружия. Высокого искусства достигла так называемая живопись иглой, продолжившая традиции русских вышивальщиц XV в. Тонкость исполнения, изящество рисунка, изысканный колорит отличают пелены-«воздухи», вышитые Марией Милославской (первая жена царя Алексея Михайловича), по праву считаю­щиеся уникальным памятником лицевого художественного шитья. Сохранились многочисленные вы­шивки, выполненные в мастерских именитых купцов Строгановых.

Похожие материалы

Информация о работе