, (5.9)
где li – длина i-той секции УБТ, м; l0 – длина компоновки для борьбы с искривлением. При l0= 0 число опор составит
, то есть предусматривается 5 опор.
5.2.2. Расчет конструкции бурильных труб.
Определим допускаемую глубину спуска колонны и труб с одинаковой толщиной стенки и одной группой прочности материала:
, (5.10)
где QР – допускаемая растягивающая нагрузка для труб нижней секции, МН,
; (5.11)
sТ – предел текучести материала труб, для материала труб группы прочности Д sТ = 373 МПа; FТР – площадь сечения труб, FТР =18,0×10-4 м2 (таблица 8.20 [6]); n = 1,3 – коэф-т запаса прочности; QПР – предельная нагрузка, МН; k = 1,15 – коэффициент; G – вес забойного двигателя, МН; PТ – перепад давления в турбобуре, МПа; qБТ – вес 1 м бурильных труб, qБТ = 156×10-6 МН; FК – площадь сечения канала труб, FК =44,2×10-4 м2 (таблица 8.20 [6]).
МН
м.
Общая длина колонны труб в вертикальном участке может составить:
м
Так как длина вертикального участка h0 = 887 < L, то выбранные трубы отвечают прочностным требованиям.
7. Гидравлический расчет [10].
Определим критическую плотность промывочной жидкости, при которой может произойти гидроразрыв рассматриваемого горизонта, по формуле
, (7.1)
где PГ – давление гидроразрыва пласта, Па; S(DPКП) – потери давления при движении промывочной жидкости в затрубном пространстве на пути от подошвы рассматриваемого пласта до устья скважины, Па; LП – глубина залегания подошвы рассматриваемого пласта от устья, м; j – содержание жидкости в шламожидкостном потоке.
, (7.2)
то есть содержание шлама в потоке (1-j) = 0, так как скорость vм мала.
Для определения величины S(DPКП) найдем линейные и местные потери давления в затрубном пространстве до проектной глубины скважины. Рассчитаем критическое значение числа Рейнольдса промывочной жидкости ReКР, при котором происходит переход ламинарного режима в турбулентный, по формуле для течения в кольцевом канале:
, (7.3)
где h – пластическая (динамическая) вязкость промывочной жидкости, h = 0,03 Па×с; t0 – динамическое напряжение сдвига, t0 = 2 Па.
За ТБПВ-89 на вертикальном участке и участке набора кривизны:
;
за УБТС2-120:
;
за ТБПВ-89 на горизонтальном участке:
.
Определим критический расход, при котором происходит переход от ламинарного режима к турбулентному в кольцевом пространстве на горизонтальном участке:
м3/с. (7.4)
Примем Q = 0,022 м3/с для обеспечения турбулентного режима течения.
Рассчитаем действительные числа Рейнольдса при течении жидкости в кольцевом пространстве по формуле:
. (7.5)
За ТБПВ-89 на вертикальном участке и участке набора кривизны:
;
за УБТС2-120:
;
за ТБПВ-89 на горизонтальном участке:
.
Так как полученные значения ReКП > ReКР, то движение жидкости везде в кольцевом канале происходит при турбулентном режиме течения, и следовательно потери давления определяются по формуле Дарси-Вейсбаха, которая для кольцевого пространства имеет вид
, (7.6)
где l– длина участка затрубного пространства с одинаковыми dН и dС, м; lКП – коэффициент гидравлического сопротивления трению в кольцевом пространстве.
Определим коэффициент гидравлического сопротивления в кольцевом пространстве по формуле:
. (7.7)
Шероховатость К примем для стенок трубного и обсаженных участков затрубного пространства равной 3×10-4 м, а для необсаженных участков затрубного пространства – 3×10-3 м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.