В момент касания ограничителя свеса, при опускании лопасти вниз, будем иметь
, (15)
. (16)
Таким образом, по формулам (13) и (14) вычисляются начальные условия при численном интегрировании уравнения (8) для момента времени, в который происходит изменение консольных собственных форм в решении (4) на шарнирные. Выражения (15) и (16) служат для вычисления начальных условий при обратной смене форм.
По описанной методике был проведен расчет деформаций и изгибающих моментов,
действующих в лопасти несущего винта вертолета Ми-8 при штормовом ветре. Вертолет
с невращающимся несущим винтом (угловая скорость вращения винта ) находится на стоянке и
обдувается ветром. Направление ветра определяется азимутальным положением
лопасти
и
углом наклона вектора скорости ветра к горизонту
(рис.2). Скорость ветра изменяется во
времени по заданному на рис.3 закону, который соответствует штормовому порыву
. На графике
(рис.4) в этом же масштабе времени показано изменение прогиба конца лопасти. Из
графика видно, что реакция лопасти на порыв ветра представляет собой затухающий
во времени колебательный процесс.
Рис. 2
Момент времени, соответствующий наибольшему отклонению конца лопасти,
является расчетным. В это время имеют место максимальные деформации лопасти, а
в лонжероне действуют наибольшие изгибающие моменты. Расчетным сечением для
незашвартованной лопасти является сечение, находящееся на относительном радиусе
. В этом
сечении при изгибающем моменте равном
, по результатам лабораторных испытаний,
происходит потеря устойчивости нижней панели лонжерона.
Рис. 3
Рис. 4
Данную величину изгибающего момента будем считать расчетной. С целью
определения азимута лопасти, на котором происходит наибольшая ее деформация,
для заданного угла атаки винта () проводился расчет для углов
(рис. 5). На рис. 6
представлен график максимальных изгибающих моментов в расчетный момент времени
в функции азимута для того же значения угла атаки винта. Из этих двух графиков
видно, что наибольший прогиб конца лопасти происходит тогда, когда лопасть
находится на азимуте
. На этом же азимуте действует и
максимальный изгибающий момент. На рис. 7 показана форма упругой линии лопасти,
полученная из этого расчета, которая соответствует моменту времени
(через
после начала
действия порыва). В это время лопасть находится на упоре ограничителя свеса, и
колебания происходят по консольным формам. На рис. 8 представлены графики
прогиба конца лопасти, находящейся на азимуте
, в функции угла атаки винта.
Рис.5
Рис. 7
Рис. 8
Эти зависимости рассчитаны для порывов ветра разной интенсивности, когда
скорость ветра нарастала по закону, представленному на графике рис. 3. Из
графиков видно, что в зоне отрицательных углов атаки винта лопасть
деформируется как консольно закрепленная в комле балка. Прогибы конца лопасти
выходят на асимптоту, достигая максимальных величин при угле атаки винта,
равном .
Для отрицательных углов атаки, превосходящих по модулю 300, лопасть
достигает уровня колес вертолета при скоростях порыва ветра
. При этой скорости
ветра, но в области положительных углов атаки винта, лопасть будет заброшена
вверх. Следует отметить, что в природе порывы ветра не постоянны по величине и
направлению. К тому же втулка винта имеет ограничитель угла взмаха лопасти
вверх, который не учтен в расчете. Поэтому представленные зависимости (особенно
в области положительных углов атаки винта) и вытекающие из них ограничения
следует рассматривать как взятые с запасом. На графиках рис. 9 представлены
изгибающие моменты, действующие в расчетном сечении лопасти. Как видно из
графиков, при скорости порывов ветра
и угле атаки
, изгибающий момент превышает
величину, при которой нижняя панель лонжерона теряет устойчивость. В диапазоне
положительных углов атаки винта изгибающий момент не велик, т.к. движение
лопасти происходит по шарнирным формам. На рис. 10 показан график изменения
напряжений в лонжероне лопасти в расчетном сечении для скорости порыва ветра
.
Для оценки влияния швартовки был сделан расчет деформаций и изгибающих
моментов зашвартованной лопасти. В расчетной схеме лопасть представлялась как
двухопорная шарнирно-опертая балка (рис. 1г). По результатам расчетов можно
сделать вывод, что во всем диапазоне углов атаки винта максимальный прогиб при не превышает по
абсолютной величине
. При этом максимальный изгибающий момент в
точке максимального прогиба равен
, что соответствует напряжению в лонжероне
лопасти
.
Таким образом, для обеспечения прочности и сохранения перемещений
незашвартованной лопасти в допустимых пределах во всем диапазоне углов атаки
винта скорость ветра не должна превышать
. Наиболее опасным азимутом при действии
ветровых нагрузок является
.
Рис. 9
Расчет зашвартованной лопасти проводился для швартовки, конструкция которой
обеспечивает неподвижность ее конца. В этом случае упругие деформации лопасти и
действующие в лонжероне изгибающие моменты находятся в допустимых пределах во
всем диапазоне углов атаки винта до скорости ветра .
Рис. 10
Список литературы
1. Миль М.Л., Некрасов А.В., Браверман А.С., Гродно Л.Н., Лейканд М.А. Вертолеты. v М.: Машиностроение, 1967. - 424 с.
2. Михеев Р.А. Исследование динамической прочности лопастей несущего винта вертолета при горизонтальном полете и в неспокойном воздухе. / Р.А. Михеев, А.И Туркина А.И. Братухина] // Современные проблемы строительной механики и прочности летательных аппаратов. Всесоюзная конф., Москва. 1983: Тез. Докл. - МАИ, 1983. v c. 156.
________________________________________________________________________________________
сведения об авторе
Братухина Анна Ивановна, доцент кафедры строительной механики и прочности Московского государственного авиационного института (технического университета), к.т.н.
s
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.