Л.Б. Каменецкий. зав. лабораторией, кт.н. (ФГУП «РОСДОРНИИ»);
О.Н. Нагаевская. зам. зав. лабораторией, инженер (ФГУП «РОСДОРНИИ»);
В.Г. Подопригора. научно-технический консультант, клм. (ФГУП «РОСДОРНИИ»)
Реконструкция жестких дорожных одежд с использованием метода виброрезонансного разрушения цементобетона
Дорожные одежды с цементобетонными покрытиями являются наиболее долговечными, сохраняя несущую способность в течение 25-40 лет. Под потерей несущей способности подразумевается образование определенного количества поперечных трещин заданного принятым при проектировании коэффициентом надежности в соответствии с ВСН 197-91. Этот критерий (количество трещин на 1 км) является единственным прогнозируемым параметром.
З |
а срок службы на поверхности покрытия проявляются и другие виды повреждений, которые невозможно предусмотреть при проектировании на стадии расчета конструкции дорожной одежды и подбора состава бетона.
Эти дефекты (продольные трещины, выбоины, шелушение, сколы и разрушение швов) являются следствием несоблюдения технологии производства работ, а также влиянием климатических факторов и недостатками работ по содержанию покрытия. Они не снижают, как правило, общей несущей способности дорожной одежды, но приводят к уменьшению скорости и комфортности движения, вызывая необходимости-проведения ремонтных мероприятий.
Для обеспечения необходимого транспортно-эксплуатационного состояния дорожной одежды применяют различные методы ремонта:
- ремонт с использованием асфальтобетонных смесей.
В этом случае производят перекрытие разрушенного цементобетон-ного покрытия слоями асфальтобетона с проведением предварительного ремонта швов, выбоин и разборкой полностью разрушенных плит.
- ремонт «по белому».
В этом случае производят ремонт и заполнение швов, заделку быстротвердеющими бетонами на основе сухих смесей выбоин и раковин, подъем плит с инъектированием раствора в полости, замену разрушенных плит и т.д. При этом все работы ведут без применения асфальтобетона.
- ремонт с разрушением слоя цементобетона.
В этом случае производят разрушение плит по методам, о которых будет сказано ниже.
Выбор вида ремонтных мероприятий проводят на основе технико-экономического анализа. Основным видом восстановления транспор-тно-эксплуатационных характеристик покрытия долгое время являлось перекрытие цементобетонного покрытия слоями асфальтобетона. Асфальтобетоном перекрывались участки практически полностью разрушенные. При этом, как правило, перед укладкой асфальтобетона не производился ремонт повреждений цементобетонных покрытий и, в частности, ремонт швов и разрушенных плит, ремонт поперечных и продольных трещин. Толщина слоев перекрытия назначалась не по расчету, а с учетом выделенных на ремонт средств, и колебалась в пределах 4-15 см. Зачастую, перекрытие производилось путем устройства поверхностной обработки. При этом качество самого асфальтобетона оставляло желать лучшего. Последствия такого ремонта известны: через 1-3 года все деформации цементобетонного покрытия были на поверхности асфальтобетонного покрытия. При этом к недостаткам цементобетона добавлялись несвойственные ему деформации асфальтобетона (образование колеи и гребенки).
С середины 90-х годов в Россию пришли новые технологии ремонта цементобетонных покрытий, которые позволяли с использованием новых ремонтных материалов успешно ремонтировать цементобетон «по белому», т.е. без перекрытия его слоями асфальтобетона. Спектр таких технологий и материалов на сегодня уже хорошо известен широкому кругу специалистов. Однако такой способ применим, с нашей точки зрения, когда объем повреждений и разрушений не превышает 5% от площади покрытия. При этом предусматривается ремонт всех швов, разделка и герметизация трещин, замена отдельных плит и подъем плит в местах просадок.
К сожалению, сегодня мы имеем дело с покрытиями, прослужившими 30-40 лет, и применение этого способа возможно лишь на отдельных участках. Отремонтированные таким способом покрытия показали его перспективность. В будущем, при строительстве цементобетонных покрытий, своевременное применение этого способа позволит значительно продлить срок службы покрытия. Безусловно, эти технологии должны найти применение при подготовке цементобетонного покрытия к перекрытию его асфальтобетоном традиционным способом.
Однако перекрытие слоями асфальтобетона любой толщины не гарантирует его от появления отраженных трещин. И если еще можно предусмотреть мероприятия по их упорядочению путем нарезки швов в асфальтобетоне над швами цементобетонного покрытия, то появление и постепенное разрушение трещин над трещинами в цементобетонном покрытии остается до сих пор неразрешимою проблемой. Ремонтоспо-собность таких трещин крайне затруднительна.
Для снижения трещинообразования предлагают различные методы:
- использование щебеночно-мастичных асфальтобетонов;
- применение асфальтобетонов с включением различных типов фибры;
- устройство геосинтетических прослоек;
- нарезка швов в асфальтобетонных слоях;
- использование прослоек из дискретных материалов, с обработкой и без обработки их органическими вяжущими;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.