И этих условиях за обтекаемым телом в реальной жидкости возникнет обратное, по отношению к основному, движение жидкости от точки 2 к точкам 3 и 4. Это приведет к отрыву пограничного слоя на точками 3 и 4, образованию вихрей, уменьшению давления в точке 2 по сравнению с p1 и появлению силы R.
Возникновение турбулентного режима обтекания наблюдается у тел разной формы и с различной степенью шероховатости поверхности при ранних числах Рейнольдса (для большинства частиц, ни имеющих определенной формы, —при Re > 800).
При развитом турбулентном режиме
R=S,(10)
где С — коэффициент сопротивления, зависящий от формы и шероховатости поверхности тела; S — миделево сечение — площадь проекции тела на плоскость, нормальную к скорости V.
1.3. ПОДЪЕМНАЯ СИЛА И СИЛА ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
При несимметричном обтекании твердого тела потоком жидкости направление силы, действующей со стороны жидкости на тело, не совпадает с направлением скорости невозмущенного потока V (рис. 6). В этом случае силу R можно разложить на составляющие: Ry — = R cos а — подъемную силу, направленную нормально к вектору V, и Рх = R sin а — силу лобового сопротивления, совпадающую с направлением вектора v.
Рис.6 рис.7
Тело, которое при обтекании потоком жидкости дает подъемную силу Ry значительно большую, чем сила лобового сопротивления Rx, называют крылом. Впервые рациональную форму крыла, у которого 50-70, предложил проф. Н. Е. Жуковский.
По аналогии с предыдущим выражением (10) можно записать:
(11)
(12)
где Су, Сх — соответственно коэффициенты подъемной силы и лобового сопротивления; S =bl — площадь крыла, b — ширина крыла, l — длина (размах) крыла постоянной ширины.
Коэффициенты Су и Сх зависят от формы профиля крыла, шероховатости его поверхности и угла атаки а.
В результате продувки крыльев в аэродинамических трубах получают зависимости Су — f (а) и Сх = f (а), которые определяют аэродинамическую характеристику профиля крыла (рис. 7)
Подъемную силу можно получить и при обтекании симметричного профиля, например вращающегося цилиндрического тела (ротора) или вообще вихря. Вследствие вязкости жидкости вокруг ротора создается циркуляционное движение жидкости со скоростью си. Это движение накладывается на основное со скоростью V. В результате чего при указанном на рис.8, а направлении вращения под ротором происходит уменьшение результирующей скорости (v+ сл). а над ротором ее увеличение — (voo + Если полный напор в сечении потока одинаков, то вследствие разности суммарных скоростей над и под ротором согласно уравнению Бернулли давление станет больше р2. В итоге возникнет подъемная сила
Ry =
Это явление называют эффектом Магнуса.
Таким образом, при обтекании ротора происходит явление, подобное тому, которое возникает мри обтекании крыла. Кинематической характеристикой поля, возникающего около ротора или крыла, является циркуляция скорости Г. Под ней понимают интеграл по замкнутому контуру, взятый от произведения скорости касательной к контуру Cl на элемент контура dl(рис.8, б)
(13)
Н. Е. Жуковский доказал, что источником подъемной силы крыла является циркуляционное течение жидкости вокруг его профиля (см. рис.6), возникающее вследствие несимметрии крыла по отношению к скорости набегающего потока, и установил зависимость между подъемной силойRy и циркуляцией скорости Г:
(14)
Направление подъемной силы определяется поворотом вектора скорости v на прямой угол в сторону, противоположную направлению циркуляционного движения.
Приравнивая правые части уравнений (13) и (10),
(14)
Получим (15)
Это выражение устанавливает связь между опытной величиной cy и теоретической Г и, таким образом, объединяет теоретическую аэрогидродинамику с экспериментальной.
Рассмотренные положения о подъемной силе и силе лобового сопротивления используются в теории летательных аппаратов, турбомашин, гидротранспорта твердого материала и др.
Список используемой литературы:
1) Гейер В.Г.,Дулин В.С., Боруменский А.Г., Заря А.Н. «Гидравлика и гидропривод» издательство «Недра» 1970, 302 стр.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.