КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ЗОЛОТА
ИНСТИТУТ ГОРНОГО ДЕЛА И ГЕОЛОГИИ
КАФЕДРА ПОДЗЕМНОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
МЕТОДОЛОГИЯ
НАУЧНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ,
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
090200-ПОДЗЕМНАЯ РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
КРАСНОЯРСК. 2003 г.
Рабочая программа составлена с учетом методических традиций и опыта, сформировавшихся на кафедрах ПРРМ и ПРМ при преподавании профилирующих дисциплин.
Содержание настоящей программы учебной дисциплины «Основы научных исследований» отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 090200, а также по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры
«Подземная разработка месторождений» и одобрена методической комиссией
по специальности 090200
Составитель: профессор, канд. техн. наук ________________В. М. Иванцов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Концепция учебной дисциплины
*Цели и задачи учебной дисциплины
*Знания, умения, владение навыками, на которые нацелено изучение дисциплины
*Междисциплинарные связи
2. Тематическая структура дисциплины
3. Понятийное содержание теоретического курса
4. Контрольные задания и методические указания по организации работы
*Тематика рефератов и зачетных вопросов
*Методические указания по организации самостоятельной работы
Рекомендуемая литература
1. КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э.Г. Юдин).
Анализируя данное определение, можно выделить в структуре деятельности два плана. Внешний - предметный, включая объект, средства, результат, и внутренний – субъектный, т.е. человек с его интеллектом, методами, опытом, целями.
Если логическую основу предметной стороны деятельности можно охарактеризовать технологией, то внутреннему плану будет соответствовать методология. При этом - какая методология, такая и технология.
В таком случае объектом изучения следует признать - деятельность и, в частности, - инженерную, а предметом изучения методологию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
Признавая исключительную роль методологии, можно определить цель преподавания дисциплины как - создание реальной основы для осознания, понимания и последующей реализации методологических принципов и закономерностей деятельности инженера, без которой затруднено практическое формирование профессиональных качеств специалиста, сформулированных в виде Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки.
Задачи изучения дисциплины связаны: с раскрытием понятий - инженер, деятельность, методологический принцип, со знакомством и усвоением логико-психологической инвариантности деятельности, принципов и методических подходов к решению инженерных и исследовательских задач, включая поиск, анализ и выбор, административно-управленческих аспектов реализации технологии, а также аспектов формирования личностных качеств специалиста в процессе деятельности.
Для достижения сформулированной цели и решения поставленных задач учебный процесс предполагается организовать с учётом известных методологических принципов системного и деятельностного подходов. Используемые методы преподавания, включая постановку проблемных вопросов, работу с понятиями, использование абстрагирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза, решение практических задач и т.д. в своей основе подчинены реализации идеи - учебная деятельность по своему характеру и форме должна соответствовать характеру и форме инженерной деятельности.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ,
НА ПРИОБРЕТЕНИЕ КОТОРЫХ ОРИЕНТИРОВАНО ОБУЧЕНИЕ
Решая учебные задачи в объёме предмета дисциплины, при надлежащим образом организованной самостоятельной работе, студент сможет:
иметь представление:
- о деятельности как специфически человеческой форме активного отношения к окружающему миру
- о историческом времени инженерной деятельности
- о видах инженерной деятельности
- о стиле инженерной деятельности
- о системном восприятии мира и, в частности, техносферы
знать и уметь использовать:
- логико-психологические инварианты деятельности
- структурную схему деятельности
- структурную схему процесса решения задач
- методы поиска инженерных решений
- законы развития, функционирования технических систем
- методы инженерного анализа
- административно-управленческие аспекты реализации решения
иметь навыки:
- научного критического мышления и рефлексии личных качеств
- логического изложения мыслей и знаний при решении проблем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.