Электромагнитный лаг ЛЭМ-2. Принцип действия и основные технические характеристики лага, страница 2

Кроме перечисленных приборов в комплект лага могут входить приборы самостоятельной поставки (по требо­ванию заказчика), к которым относят­ся: прибор РСЦ (репитер скорости цифровой); прибор РПЦ (репитер пути цифровой); прибор РСЦП (репитер скорости цифровой), предназначенный для установки на крыльях мостика (на открытом воздухе); прибор ПБС (пре­образователь бортовой сети), служа­щий для преобразования переменного напряжения 220 или 110 В частотой 50 или 400 ц в напряжение постоянного тока 24 В; прибор ЯС-2, предназначенный для пассивного размно­жения цифровой информации; прибор ТЛ222-02 (транслятор лаговый), обеспечивающий активное размножение цифровой информа­ции и выработку напряжения постоянного и переменного тока (электронный аналог вращающегося трансформатора), пропорцио­нального скорости судна; прибор 119У (комплект трансляционный), преобразующий цифровую информацию о скорости в аналоговую в виде выходных напряжений вращающихся трансформаторов и сель­синов, а также в другие виды кодовой информации для различных судовых навигационных систем.

Индукционный преобразователь (прибор ИП) — это датчик пер­вичной информации, который вырабатывает сигнал, пропорциональ­ный скорости судна относительно воды. Этот прибор состоит из устройства приемного индукционного (УПИ) и клинкета (прибор КЛ).

Ящик соединительный (прибор ЯС) — соединительная коробка, которая предназначена для подключения кабеля, идущего от индук­ционного преобразователя, к кабелю, передающему сигнал в цент­ральный прибор (прибор ВАЦ).

Вычислитель аналого-цифровой (прибор ВАЦ) — центральный прибор лага. В нем расположены электронные блоки, обеспечиваю­щие усиление и преобразование сигналов, необходимых для выра-

ботки информации о скорости и пройденном судном расстоянии. Здесь же находятся органы управления и контроля лага, а также блок питания.

Прибор управления и индикации (прибор ИЛЦ) предназначен для управления дополнительными функциями лага, контроля рабо­ты приборов и индикации информации о скорости и пройденном судном расстоянии.

Набор запасных деталей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) содержит запасные электронные блоки и предохранители как для приборов базового исполнения, так и для приборов самостояте­льной поставки (кроме прибора 119У, у которого предусмотрен от­дельный ЗИП).

Органы управления лага

Органы управления лага размещены в приборе ВАЦ и на лице­вой поверхности крышки прибора ИЛЦ (см. рис. 5.6).

На рис. 5.7 представлена панель управления прибора ВАЦ.

В левой части панели размещены шесть переключателей /, по­средством которых задают следующие режимы работы лага (при включенных переключателях):

1) "Тест-1" — производится проверка исправности измеритель­ных схем лага;

2) "Ввод поправки" — осуществляется ввод поправок в память вычислительного устройства лага;

3) "Тест-2" — производится проверка исправности измеритель­ных схем лага, а также корректирующих устройств;

4) "Юстировка" — используется при юстировке лага. В этом ре­жиме на табло скорости включается индикация скорости с точно-

стью до сотых долей узла. Кроме того, обеспечивается меньшее вре­мя набора показаний скорости.

Если все перечисленные переключатели включены, то в лаге устанавливается штатный режим "Работа", при котором осуществ­ляется измерение скорости, вычисление пройденного расстояния и трансляция данных в судовые системы. В этом же режиме обеспе­чивается выполнение дополнительных функций лага;

5) "Фильтр V" — этим переключателем устанавливают два зна­чения скорости изменения показаний скорости. При выключенном переключателе это значение составляет 0,64 уз/с, а при включенном — 0,16 уз/с;

6) "Д1—Д2" — переключатель, который подсоединяет к схеме лага основной или резервный индукционный преобразователь. На водоизмещающих судах этот переключатель должен всегда находи­ться в положении "Д1".

В средней части панели управления находятся четыре переклю­чателя 2, которые позволяют подключать цепи для ввода в схему лага следующих поправок:

1) "Ноль V" — в показания лага вводится постоянная поправка (рабочий ноль);

2) "Лин. V" — в схему лага вводится линейная поправка;

3) "Нелин. V" — в схему лага вводится нелинейная поправка;

4)  "Ноль Н" — вводится поправка на глубину. Эту операцию выполняют в том случае, если в комплект лага входит измеритель глубины.

На правой части панели управления расположены че­тыре индикатора 3, которые сигнализируют о неисправ­ности отдельных блоков прибора ВАЦ.

На рис. 5.8 показана ли­цевая сторона крышки при­бора ИЛЦ.

На крышке прибора вид­ны: табло индикации скоро­сти судна "Узлы", табло ин-

дикации пройденного судном расстояния "Мили" и десять клавиш панели управления, которые имеют следующее назначение:

1) "Вкл." — предназначена для включения в работу всей схемы лага. При нажатии этой клавиши загорается индикатор зеленого цве­та, расположенный в верхнем левом углу панели. Если в комплект лага входит измеритель глубины, то при нажатии этой клавиши он также включается в работу. При возникновении в схеме лага неисп­равности индикатор изменяет цвет свечения с зеленого на красный;

2) "Выкл." — служит для выключения только лага. Измеритель глубины выключается отдельно;

3) "К" — обеспечивает включение лага в режим "Контроль" для определения исправности прибора ИЛЦ. С нажатием этой клавиши начинает светиться ее индикатор, а во всех используемых разрядах табло прибора должны синхронно высвечиваться последовательно меняющиеся цифры от 0 до 9 и символы "Р" и "—". При повторном нажатии клавиши режим "Контроль" выключается;

4)  Л- — выполняет регулировку яркости свечения табло инди­кации.^-----При включении лага  автоматически  устанавливается

максимальная яркость свечения индикаторных табло.

При необходимости яркость свечения можно уменьшать сту­пенчато, вплоть до полного гашения, последовательным нажатием этой клавиши. Предусмотрено четыре уровня яркости (включая га­шение) свечения табло. Соответственно, пятое нажатие клавиши восстанавливает максимальную яркость свечения с возможностью повторения регулировки;

5) "Р" — предназначена для вывода на табло "Мили" сервисных величин "PI", "P2" или "РЗ";

6) "Р1" — служит для ввода и вывода поправки на течение и для включения режима ручного ввода скорости. С нажатием этой клавиши загорается ее индикатор в верхнем левом углу панели;

7) "Р2" обеспечивает контроль прохождения заданной дистан­ции. Нажатием этой клавиши контроль включается, о чем сигнали­зирует индикатор. В этом случае на табло "Мили" высвечивается, значение заданной дистанции, которое со временем уменьшается. Повторным нажатием клавиши контроль отключается. На табло "Мили" высвечивается значение пройденного судном расстояния;

8) "РЗ" включает и выключает измерение пройденного судном расстояния в режиме набора, определение времени прохождения дистанции и средней скорости на дистанции;

9)  и 10)^и^ —служат для установки на табло "Мили" вели­чин, задаваемых оператором.