5.2. Электромагнитный лаг ЛЭМ-2
Принцип действия лага ЛЭМ-2 такой же, как принцип действия других электромагнитных (индукционных) лагов. Существует несколько различных модификаций лага, отличающихся типом приемного устройства. На судах, гда приняты меры против биологического обрастания корпуса, применяют лаги, приемное устройство которых устанавливается заподлицо с корпусом судна. Если корпус судна не имеет защиты против обрастания, рекомендуется использовать лаг с приемным устройством, выстреливаемым за пределы днища судна. На судах на подводных крыльях устанавливают два стационарных приемных устройства, по одному на каждом крыле. Один из приемников является основным, другой — резервным.
Для расширения функциональных возможностей лага, таких как: передача информации в различные судовые помещения, увеличение числа каналов выдачи информации, обеспечение питания от различных источников и т.п. могут применяться дополнительные приборы, не входящие в базовый комплект приборов лага.
Лаг ЛЭМ-2 имеет следующие режимы работы:
"Работа" — штатный режим, при котором измеряется скорость судна, рассчитывается пройденное им расстояние и выдается информация о скорости и пройденном расстоянии всем потребителям;
"Тест 1" и "Тест 2" — контрольные режимы, которые используют для проверки работоспособности лага. В режиме "Тест 2" проверяют также исправность корректирующих устройств лага;
"Ввод поправки" — в это режиме в вычислительное устройства лага вводя поправки;
"Юстировка" — этот режим используют для юстировки лага. Он отличается от режима "Работа" тем, что на индикаторах ско-рость высвечивается с точностью до сотых долей узла. Кроме того, в этом режиме скорость устанавливается быстрее;
"Ручной ввод" — используют для ручного ввода скорости в судовые системы и в показания всех индикаторов;
"Контроль" — обеспечивает контроль исправности индикаторов и репитеров.
Конструкцией лага предусмотрены меры для уменьшения колебаний скорости за счет ограничения скорости изменения информа-
ции величиной 0,16 или 0,64 уз/с (в зависимости от маневренных характеристик судна) и за счет осреднения измеряемой скорости судна.
В схеме лага существует автоматический контроль исправности узлов и блоков.
При возникновении неисправности срабатывает сигнализация:
— свечение клавиш включения лага в работу изменяет цвет с зеленого на красный;
— на крышке вычислительного прибора загорается индикатор красного цвета;
— на всех цифровых табло вместо значения скорости высвечивается символ "—";
— вырабатываются сигналы "Неисправность" и "Запрет", которые поступают в судовые системы.
Основные технические характеристики лага
Лаг ЛЭМ-2 обеспечивает измерения скорости в пределах от -6 до 60 уз. Он рассчитан на работу в воде при солености от 0,1 до 38 %о и температуре от -4 до +40 °С. При этом допустимы: температура окружающего воздуха от-10 до +55 °С; вибрация в месте крепления прибора с частотой 1...200 Гц и ускорением до 2g; крен до 30° и дифферент до 5°; бортовая качка до 30° и килевая качка до 5° с периодом 7... 16 с.
Питание лага осуществляется от судовой сети однофазного переменного тока частотой 50 Гц напряжением 220 В. Кроме того, лаг можно подключать к источнику постоянного тока напряжеием 24 или 27 В или однофазного переменного тока частотой 400 Гц, напряжением 220 В. Допустимые длительные отклонения параметров питающего напряжения не должны превышать +5% по частоте и ±10% по напряжению. Схема лага не выходит из строя при кратковременных (до 5 с) отклонениях напряжения судовой сети от -30% до +20% и частоты до ±10% от номинального значения. Потребляемая мощность составляет около 30 Вт.
Лаг начинает работать сразу после подачи в схему питания и обеспечивает выработку информации не позднее, чем через 5 минут после включения. Время установки показаний лага с точностью ±1 уз не превышает 15с. Инструментальная погрешность лага не пре-
вышает ±0,1 уз при скоростях от -6 до 50 уз и ±0,15 уз при скоростях более 50 уз.
Кроме инструментальной, лаг имеет остаточную погрешность, которая обусловлена неточной юстировкой и определяется следующим выражением:
^ост=*0,0075Г0+ДГинс), (5Д)
где fq — скорость судна, на которой производилась юстировка лага, уз; A fhhc — допустимая инструментальная погрешность лага, уз.
Лаг осуществляет расчет пройденного судном расстояния в пределах от 0 до 9999,9 мили с последующим повторением цикла. Погрешность вычисления не превышает ±0,01 мили при пройденном расстоянии до 100 миль и ±0,1% — свыше 100 миль.
Схема лага имеет корректирующие устройства для ввода поправки нуля до ±0,99 уз, линейной поправки от 50 до 100% и нелинейной поправки до ±5 уз. Существует также блок для ввода поправки на течение в диапазоне ±8 уз с дискретностью 0,1 уз.
Лаг обеспечивает выполнение дополнительных функций: измерение заданного пройденного расстояния как в прямом (набор), так и обратном (списание) направлении в диапазоне от 0 до 99,99 мили с включением звуковой и световой сигнализации; измерение времени прохождения заданной дистанции в пределах от 0 до 59 мин 59 с с вычислением средней скорости на этой дистанции.
В лаге предусмотрена возможность ручного ввода скорости в пределах от 0 до 60 уз с дискретностью 0,1 уз и с трансляцией ее в судовые навигационные системы.
При отключении электропитания лаг в течение не менее 2 ч сохраняет информацию о пройденном расстоянии.
В лаге есть схема фильтрации, сглаживающая колебания в показаниях скорости. При тихой погоде постоянная времени фильтра составляет 12,5 с, а при сильном волнении — 32 с. Вариант фильтрации выбирают посредством переключателя.
Комплект приборов лага
В комплект лага (рис. 5.6) входят: прибор ИП (индукционный преобразователь); прибор ЯС (ящик соединительный); прибор ВАЦ (вычислитель аналого-цифровой); прибор ИЛЦ (прибор управления
Информация о VaS
Судовая есть Информация о У и 5
Прибор УПИ |
Прибор ИП |
||
1 Прибор КЛ 1 |
|||
Рис. 5.6.
и индикации); ЗИП (набор запасных деталей, инструментов и принадлежностей).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.