Циркуляция судна. Судовые системы. Классификация судов. Спасательные средства. Постановка на якорь, требование к стоянке, маневр при постановке

Страницы работы

Содержание работы

ЦИРКУЛЯЦИЯ СУДНА

Ц. – траектория, описываемая центром тяжести судна, движущегося при повороте руля.

3 периода Ц. – Маневренный, Эволюционный, Установившаяся.

Маневренный – 15 – 20 сек: руль переложен, но судно курса не меняет.

Эволюционный: характеризуется искривлением траектории.

Установившийся: когда движение будет установившимся, а траектория станет правильной окружностью.

Основные элементы: Тактический диаметр Dт;  Период циркуляции Тц.

Dт  - Расстояние по ┴  между начальным курсом и его диаметральной плоскостью после поворота на 180 градусов. Dт = (L2 x T) : 10S     где L – длина судна  Т – осадка S – площадь пера руля.

Тц – время в течении которого судно поворачивается на 180 градусов.

Dт можно определить с помощью 1)на створах 2)плавающих предметов 3)радиолокатора 4) вех на створе 5)по измеренному секстаном вертикальному углу между предметом  и горизонтом

СУДОВЫ СИСТЕМЫ

1)Трюмные 2)Санитарные 3)Системы отопления 4) Вентиляции и кондиц. воздуха 5)Противопожарные 6)Спец. системы танкеров

1)Трюмные а) Осушительная – по централизованному принципу – в каждый отсек отдельный трубопровод  б) Балластная - по централизованному принципу в) Воздушные и измерительные трубы

2)Санитарные а) Системы водоснабжения б) Системы канализации

3)Системы отопления  паровое, водяное, электрическое, воздушное

4) Вентиляции и кондиц. воздуха (вентиляция трюмов с подсушкой воздуха), кондиц. воздуха – 2 типа систем: низконапорная и  высоконапорная

5)Противопожарные а) водотушение б) паротушение в) газовые системы (углекислотная, система инертных газов) г) объемное химическое тушение  д) пенотушение.

6)Спец. системы танкеров а) грузовая б) зачистная в) подогрева г)  мойки и пропаривания танков

д) газоотводная

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

По назначению: 1)транспортные: пассажирские, грузовые(сухогрузы, сухогрузы специальные – лесовозы балкеры контейнеровозы и т.д.) паромы, лихтеры 2)служебно-вспомогательные : буксиры, ледоколы, лоцманские 3)суда тех.флота: дноуглубительные, грунтовозные 4)суда спец. назначения: гидрографические, учебные, спасательные, плав. маяки, плав краны, плав. доки, мусоросборщики.

По району плавания  1)неограниченного плавания; 2)ограниченного 1 (до 200 миль) 3)ограниченного 2 (до 50) 4)ограниченного 3 (рейдовое, портовое плавание)

По материалу корпуса,    По типу гл. дв,   По роду движетеля (гребные парусные винтовые)

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

У – способность судна удерживать заданное направление или изменять направление, под действием руля.

Свойства управляемость: 1)устойчивость на курсе 2)поворотливость

Рыскливость: отклонение от курса, при прямом положении руля. Большое влияние на Р

оказывает расположение надстройки.

Увальчивость: уклонение судна под ветер.

БУКСИРНОЕ  УСТРОЙСТВО

Конструкция зависит от способа буксировки. Простой и наиболее распространенный – буксировка с гака. Гаки бывают – простые, полуавтоматические, автоматические (по способу отдачи. Гак крепится на буксирной дуге. Буксир проводят через буксирный клюз. Для защиты кормовой части от буксира устанавливают несколько буксирных арок. Буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. К Б.У.  относятся также – битенги и кранцы.

ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО

Предназначено для обеспечения надежной стоянки судна. Основные детали: тросы, кнехты, клюзы, киповые планки, механизмы для выбирания швартовов, вьюшки, бросательные концы, кранцы, шпиль, лебедки.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1)Спас. шлюпки снабжение – весла, руль, парус, компас, плав.якорь, фонари, 2 топора, нож, аптечка, рыб. пренадлежности, ракеты, фальшфейеры, дым.шашки, НЗ, вода в банках,

2)Спас. плоты а) жесткие б)надувные

3)Индивидуальные спас. средства – а)нагрудники б)жилеты в)спас. круги

ЯКОРНЫЕ УСТРОЙСТВА

Якоря: 1)Адмиралтейский  (+ быстрое забирание грунта штоком ) (- невозможность втянуть в клюз)

2)Холла – (+ простота конструкции) (- держащая способность ниже адмиралтейского) 3)Матросова  (+ держащая выше, чем у Холла, легче отрывается от грунта). Каждое судно должно иметь 2 рабочих и 1 запасной.

Якорные цепи: контрофорсы (для â продольной деформации  и для áпрочности звена),  соединительные звенья (для соединения смычек) состоят из 2х полузвеньев Звено Кентера.

Стопоры: а) винтовой б) закладной в) маятниковый г) цепной д)ленточный

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

В зависимости от расположения оси вращения рули делятся на а)балансирные б)небалансирные. Ось вращения у а) проходит по передней кромке пера руля у б) – через перо руля. Пустотелые рули. Обтекатели. В верхней части руль соединен с баллером.  Баллер помещают в гельмпортовую трубу (для водонепроницаемости)

В зависимости от способа крепления – навесные, подвесные и полуподвесные. Подвесной нет опор, поддерживается баллером.  Полуподвесной – имеет молько 1 штырь в низу руля, в верхней части поддерживается баллером.

Подруливающие устройства а)навесное б)туннельное в)нососного типа.

Приводы а)секторный со штуртросом б)винтовой привод Дэвиса в)гидравлический

РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ

Гаки: простые, повернутые, вертлюжные, двойные вертлюжные, грузовые, храпцы, пентер-гак, глаголь-гак.

Скобы, Коуши, Талрепы, Блоки, Тали

НАБОР КОРПУСА – ХАРАКТЕРИСТИКИ

Система набора определяется направлением балок и бывает: поперечная, продольная и комбинированная

Продольная прочность – способность судна сопротивляться общему изгибу.

Поперечная прочность  - способность судна сопротивляться изменению формы поперечного сечения.

Продольные связи – днищевый набор: брусковый и вертикальный киль, днищевые стрингеры

Поперечные связи – Флоры: идут от борта до борта, где соединяются со шпангоутами кницами.

Бортовой набор поперечные связи – шпангоуты; продольные связи – бортовые стрингеры.

Палубный набор: попер. – бимсы, полубимсы, продольные – карлингсы, опоры для карлигсов – пиллерсы.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ПОЖАРЕ

Действия экипажа – обнаружение и выявление места, размеров и характера пожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром; ограничение распространения пожара; предупреждение возможных взрывов; борьба с пожаром и ликвидация его последствий. При обнаружении П.

объявляют общесудовую; задраивают все противопожарные двери и заслонки имеющие дистанционное  упр. с мостика; герметизируют горящий отсек; отключают эл. энергию в районе пожара;

Тушение: в хранилищах топлива -  бромэтиловыми составами, паром, углекислым газом, химической пеной.

в жилых помещениях – системой водотушения, паром, углекислотными огнетушителями. На открытых палубах – струи воды с наветренного борта. Эл.оборудование – углекислотно-снежными огнетушителями, одеть перчатки, боты и т.д.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ПРОБОИНЕ

Общесудовая, объявляется место пробоины. Разошедшиеся швы – забивкой щелей деревянными клиньями, обмотанными паклей, пропитанной суриком.  Средние пробоины – подушками с куделью или деревянными пластырями. Большие пробоины – при помощи (изнутри) цементных ящиков, (снаружи) заводкой пластыря.

УПРАВЛЕНИЕ СУДНОМ В ШТОРМ

Зависят от особенностей судна, мореходных качеств, способа загрузки. Главная опасность – качка – необходимо выбрать путь и скорость относительно фронта волны.  Наиболее выгодные курсы – КУ = 25 – 30 градусов на направление волны. Ход сбавляют до среднего, а иногда чтобы судно только слушалось руля.  Максимальное уменьшение качки Vс = 2,43 √ λ где λ – длина волны в метрах. Разворот – начать до наступления относительно спокойного периода, чтобы в момент его наступления быть лагом к волне.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ И ИХ СНАБЖЕНИЕ

Весла; руль; парус; компас; плавучий якорь, сосуд с растительным маслом, фонари, два топора нож, аптечка, комплект рыболовных принадлежностей, НЗ провизии, вода в банках, Моторные шлюпки дополнительно: огнетушитель и шлюпочный прожектор. Все открытые шлюпки снабжаются съемным оранжевым закрытием, которое имеет приспособление для сбора дождевой воды.

Похожие материалы

Информация о работе