Ц. – траектория, описываемая центром тяжести судна, движущегося при повороте руля.
3 периода Ц. – Маневренный, Эволюционный, Установившаяся.
Маневренный – 15 – 20 сек: руль переложен, но судно курса не меняет.
Эволюционный: характеризуется искривлением траектории.
Установившийся: когда движение будет установившимся, а траектория станет правильной окружностью.
Основные элементы: Тактический диаметр Dт; Период циркуляции Тц.
Dт - Расстояние по ┴ между начальным курсом и его диаметральной плоскостью после поворота на 180 градусов. Dт = (L2 x T) : 10S где L – длина судна Т – осадка S – площадь пера руля.
Тц – время в течении которого судно поворачивается на 180 градусов.
Dт можно определить с помощью 1)на створах 2)плавающих предметов 3)радиолокатора 4) вех на створе 5)по измеренному секстаном вертикальному углу между предметом и горизонтом
1)Трюмные 2)Санитарные 3)Системы отопления 4) Вентиляции и кондиц. воздуха 5)Противопожарные 6)Спец. системы танкеров
1)Трюмные а) Осушительная – по централизованному принципу – в каждый отсек отдельный трубопровод б) Балластная - по централизованному принципу в) Воздушные и измерительные трубы
2)Санитарные а) Системы водоснабжения б) Системы канализации
3)Системы отопления паровое, водяное, электрическое, воздушное
4) Вентиляции и кондиц. воздуха (вентиляция трюмов с подсушкой воздуха), кондиц. воздуха – 2 типа систем: низконапорная и высоконапорная
5)Противопожарные а) водотушение б) паротушение в) газовые системы (углекислотная, система инертных газов) г) объемное химическое тушение д) пенотушение.
6)Спец. системы танкеров а) грузовая б) зачистная в) подогрева г) мойки и пропаривания танков
д) газоотводная
По назначению: 1)транспортные: пассажирские, грузовые(сухогрузы, сухогрузы специальные – лесовозы балкеры контейнеровозы и т.д.) паромы, лихтеры 2)служебно-вспомогательные : буксиры, ледоколы, лоцманские 3)суда тех.флота: дноуглубительные, грунтовозные 4)суда спец. назначения: гидрографические, учебные, спасательные, плав. маяки, плав краны, плав. доки, мусоросборщики.
По материалу корпуса, По типу гл. дв, По роду движетеля (гребные парусные винтовые)
У – способность судна удерживать заданное направление или изменять направление, под действием руля.
Свойства управляемость: 1)устойчивость на курсе 2)поворотливость
Рыскливость: отклонение от курса, при прямом положении руля. Большое влияние на Р
оказывает расположение надстройки.
Увальчивость: уклонение судна под ветер.
БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО
Конструкция зависит от способа буксировки. Простой и наиболее распространенный – буксировка с гака. Гаки бывают – простые, полуавтоматические, автоматические (по способу отдачи. Гак крепится на буксирной дуге. Буксир проводят через буксирный клюз. Для защиты кормовой части от буксира устанавливают несколько буксирных арок. Буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. К Б.У. относятся также – битенги и кранцы.
Предназначено для обеспечения надежной стоянки судна. Основные детали: тросы, кнехты, клюзы, киповые планки, механизмы для выбирания швартовов, вьюшки, бросательные концы, кранцы, шпиль, лебедки.
1)Спас. шлюпки снабжение – весла, руль, парус, компас, плав.якорь, фонари, 2 топора, нож, аптечка, рыб. пренадлежности, ракеты, фальшфейеры, дым.шашки, НЗ, вода в банках,
2)Спас. плоты а) жесткие б)надувные
3)Индивидуальные спас. средства – а)нагрудники б)жилеты в)спас. круги
ЯКОРНЫЕ УСТРОЙСТВА
Якоря: 1)Адмиралтейский (+ быстрое забирание грунта штоком ) (- невозможность втянуть в клюз)
2)Холла – (+ простота конструкции) (- держащая способность ниже адмиралтейского) 3)Матросова (+ держащая выше, чем у Холла, легче отрывается от грунта). Каждое судно должно иметь 2 рабочих и 1 запасной.
Якорные цепи: контрофорсы (для â продольной деформации и для áпрочности звена), соединительные звенья (для соединения смычек) состоят из 2х полузвеньев Звено Кентера.
Стопоры: а) винтовой б) закладной в) маятниковый г) цепной д)ленточный
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО
В зависимости от расположения оси вращения рули делятся на а)балансирные б)небалансирные. Ось вращения у а) проходит по передней кромке пера руля у б) – через перо руля. Пустотелые рули. Обтекатели. В верхней части руль соединен с баллером. Баллер помещают в гельмпортовую трубу (для водонепроницаемости)
В зависимости от способа крепления – навесные, подвесные и полуподвесные. Подвесной нет опор, поддерживается баллером. Полуподвесной – имеет молько 1 штырь в низу руля, в верхней части поддерживается баллером.
Подруливающие устройства а)навесное б)туннельное в)нососного типа.
Приводы а)секторный со штуртросом б)винтовой привод Дэвиса в)гидравлический
РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ
Гаки: простые, повернутые, вертлюжные, двойные вертлюжные, грузовые, храпцы, пентер-гак, глаголь-гак.
Система набора определяется направлением балок и бывает: поперечная, продольная и комбинированная
Продольная прочность – способность судна сопротивляться общему изгибу.
Поперечная прочность - способность судна сопротивляться изменению формы поперечного сечения.
Продольные связи – днищевый набор: брусковый и вертикальный киль, днищевые стрингеры
Поперечные связи – Флоры: идут от борта до борта, где соединяются со шпангоутами кницами.
Бортовой набор поперечные связи – шпангоуты; продольные связи – бортовые стрингеры.
Палубный набор: попер. – бимсы, полубимсы, продольные – карлингсы, опоры для карлигсов – пиллерсы.
ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ПОЖАРЕ
Действия экипажа – обнаружение и выявление места, размеров и характера пожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром; ограничение распространения пожара; предупреждение возможных взрывов; борьба с пожаром и ликвидация его последствий. При обнаружении П.
объявляют общесудовую; задраивают все противопожарные двери и заслонки имеющие дистанционное упр. с мостика; герметизируют горящий отсек; отключают эл. энергию в районе пожара;
Тушение: в хранилищах топлива - бромэтиловыми составами, паром, углекислым газом, химической пеной.
в жилых помещениях – системой водотушения, паром, углекислотными огнетушителями. На открытых палубах – струи воды с наветренного борта. Эл.оборудование – углекислотно-снежными огнетушителями, одеть перчатки, боты и т.д.
ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ПРОБОИНЕ
Общесудовая, объявляется место пробоины. Разошедшиеся швы – забивкой щелей деревянными клиньями, обмотанными паклей, пропитанной суриком. Средние пробоины – подушками с куделью или деревянными пластырями. Большие пробоины – при помощи (изнутри) цементных ящиков, (снаружи) заводкой пластыря.
Зависят от особенностей судна, мореходных качеств, способа загрузки. Главная опасность – качка – необходимо выбрать путь и скорость относительно фронта волны. Наиболее выгодные курсы – КУ = 25 – 30 градусов на направление волны. Ход сбавляют до среднего, а иногда чтобы судно только слушалось руля. Максимальное уменьшение качки Vс = 2,43 √ λ где λ – длина волны в метрах. Разворот – начать до наступления относительно спокойного периода, чтобы в момент его наступления быть лагом к волне.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ШЛЮПКИ И ИХ СНАБЖЕНИЕ
Весла; руль; парус; компас; плавучий якорь, сосуд с растительным маслом, фонари, два топора нож, аптечка, комплект рыболовных принадлежностей, НЗ провизии, вода в банках, Моторные шлюпки дополнительно: огнетушитель и шлюпочный прожектор. Все открытые шлюпки снабжаются съемным оранжевым закрытием, которое имеет приспособление для сбора дождевой воды.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.