Гирокомпас "Круиз"
Гирокомпас "Круиз" - разработка Киевского государственного завода автоматики им. Г.И. Петровского (Украина) - относится к классу корректируемых гирокомпасов c косвенным (электромагнитным) управлением и является высокоавтоматизированным устройством. B этом гирокомпасе, так же как и в гирокомпасах "Яхта" и "Гюйс" применен чувствительный элемент повышенной точности и надежности, построенный на динамически настраиваемом гироскопе (ДНГ). По сравнению c гирокомпасами предшествующего поколения (типа "Вега") гирокомпас "Круиз" имеет ряд характерных особенностей. Основными среди них можно назвать следующие:
1) предусмотрен широкий спектр приемников курса (репитеров), которые могут быть подкпючены к гирокомпасу: приемники курса, построенные на базе бесконтактного сельсина типа БС 1404; приемники курса, построенные на базе вращающегося трансформатора ВТ-2,5 или ВТ-5; цифровые репитеры типа РЦОЗ (интерфейс RS 232, код NMEA 0183); приемники курса, построенные на базе шаговых двигателей и находящие применение в некоторых зарубежных гирокомпасах (например, фирмы Sperry). При этом цифровые репитеры РЦОЗ представляют собой универсальные приборы. позволяющие осуществлять не только индикацию текущего курса, но также производить измерение и индикацию угловой скорости сvдна и выдавать указание стороны (направления) отклонения судна от курса;
2) в комплекте гирокомпаса предусмотрен блок коммутации, который осуществляет автоматическое переключение питания гирокомпаса от судовой сети по переменному току напряжением 220 (127, 110) В частотой 50 Гц с главного распределительного щита (ГРЩ) на аварийный распределительный щит (АРЩ) или (в случае полного блокаута судовой сети) на аварийное питание 24 В постоянного тока от аккумуляторов;
3) примененный в комплекте гирокомпаса транслятор курса позволяет при необходимости осуществлять ручное подключение к приборам курсоуказания (репитерам и курсографу) дополнительного (дублирующего) комплекта гирокомпаса "Круиз", а также гирокомпасов типа "Вега" или "Амур". Естественно, перечисленные дvблирующие гирокомпасы должны все время находиться в "горячем" состоянии, т.е. состоянии, полностью обеспечивающем их немедленное навигационное использование;
4) предусмотрена компенсация собственного дрейфа гироскопа по наблюдаемой его величине инструментальным методом.
Гирокомпас "Круиз" предназначен для оснащения судов морсгого и речного флота, а также крейсерских яхт в качестве курсоуказателя при плавании в широтах до 75° (в режиме гироазимута - до 90°) при скорости до 60 уз.
По техническим данным гирокомпас "Круиз" соответствует тебованиям резолюции ИМО А.424 (XI) и международному стандарту НCO 8728-1987 (Е).
Основные технические характеристики гирокомпаса
время готовности к навигационному использованию при неизвестном меридиане, с погрешностью не более ±1 ° . . . . . . . . . . . . . . ……………………………………………. ≤ 60 мин;
(при неблагоприятных условиях эксплуатации - наклоне палубы, повышенной температуре, интенсивной качке - это время может увеличиваться до 120 мин.);
электропитание - от судовой сети переменного гока напряжением
220, 127 или 110 В или от аккумулятора напряжением (24 ±2,4) В; потребляемая мощность . . . . . . . . …………………………………………………………….………...50 Вт в базовой комплектации (центральный прибор и прибор управления);
назначенный срок службы до списания . . . . . . . …………………..………………. 12 лет;
назначенный ресурс до капитального ремонта . . . . . . . . . ………………………30000 ч;
вероятность безотказной работы в течение 2000 ч. . . ….…………………… не менее 0,85.
Наименование погрешности |
Значение погрешности в широтах φ |
|
φ ≤ 60° |
60° < φ ≤ 75° |
|
Установившаяея погрешность |
±0,5secφ |
1,5 |
Погрешность компенсации скоростной девиации на прямом курсе при постоянной скорости до 20 уз, ° |
±0,2secφ |
0,6 |
Погрешность, вызванная качкой с горизонтальным ускорением до 1м/с², ° |
±0,6secφ |
2,0 |
Погрешность, вызванная быстрым изменением скорости до 20 уз, ° |
1,5 |
2,0 |
Погрешность, вызванная быстрым изменением курса на 180° при скорости до 20 уз, ° |
2,0 |
2,5 |
Погрешность при любом режиме движения судна при скорости до 0,6 уз, ° |
2,3 |
2,7 |
Состав комплекта гирокомпаса "Круиз"
Общий вид комплекта гирокомпаса "Круиз" представлен на рисунке
Типовой комплект поставки гирокомпаса приведен в ниже следующей таблице.
К типовой конфигурации гирокомпаса "Круиз" необходимо сделать дополнительные пояснения.
1. В минимальной комплектации, когда используются только центральный прибор ЦП01 (1) и прибор управления ПУ01 (2) (базовые модули - см. рисунок), к центральному прибору гирокомпаса можно одновременно подключить:
а) два аналоговых репитера на базе вращающегося трансформатора;
б) три аналоговых репитера с шаговыми двигателями;
в) два цифровых репитера РЦОЗ, которые являются универсальными приборами и обеспечивают индикацию не только текущего курса, но и угловой скорости поворота судна, а также указание направления (стороны) отклонения судна от курса.
Шифр прибора |
Наименование прибора |
Масса, кг |
Габаритные размеры, мм |
ЦП01 |
Центральный прибор |
11,0 |
200х200х245 |
ПУ01 |
Прибор управления |
12,5 |
255х365х245 |
ПО01 |
Пульт оператора |
25,0 |
281х230х451 |
ТК01 |
Транслятор курса |
25,0 |
450х295х286 |
ТК01-01 |
Транслятор курса |
24,5 |
450х295х286 |
ТК01-02 |
Транслятор курса |
20,0 |
450х295х286 |
К01 |
Коробка разветвительная |
7,0 |
390х250х187 |
К01-02 |
Коробка разветвительная |
7,0 |
390х250х187 |
К02 |
Коробка разветвительная |
7,0 |
390х250х187 |
К03 |
Коробка разветвительная |
11,0 |
390х257х250 |
РЦ03 |
Репитер цифровой |
8,0 |
262х200х210 |
ИВПК 8001 |
Источник питания |
25,0 |
281х230х451 |
ИВПО 8001 |
Источник питания |
25,0 |
390х250х230 |
38-3/1 |
Репитер курсоуказания |
2,6 |
146х160 |
19/3 |
Репитер пеленгования |
13,0 |
238х231 |
23К |
Курсограф |
26,0 |
340х528х165 |
20М |
Пелорус |
33,0 |
450х130 |
21Г |
Пелорус |
14,5 |
450х366 |
ПГК-2 |
Пеленгатор оптический |
4,2 |
130х315х225 |
БК01 |
Блок коммутации |
18,0 |
480х182х450 |
2. Применение транслятора курса ТК01 позволяет при необходимости, т.е. в случае отказа основного гирокомпаса, подключать к репитерным приборам дублирующий гирокомпас. В качестве такового могут быть применены второй комплект гирокомпаса "Круиз", а также гироазимуткомпас типа "Вега" или гирокомпас "Амур".
3. Для обеспечения стыковки гирокомпаса "Круиз" с бортовой ЭВМ по интерфейсу RS 232 (протокол NMEA 0183) необходим адаптер связи, который изготовитель гирокомпаса может поставлять по согласованию с заказчиком.
4. В типовой комплект гирокомпаса "Круиз" входят также ящик с ЗИП и ящики с основными и запасными блоками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.