Вопросы на экзамен по дисциплине "Навигация и лоция" (развитие судовождения, система координат, плоскости и линии наблюдателя, девиация магнитного компаса), страница 2

29.Течения. Классификация течений по устойчивости. Расчёт элементов ветрового течения. Две задачи, решаемые при учёте постоянного течения. Особенности графических построений на карте при учёте течения. Учёт приливо-отливного течения.

30. Аналитический метод учёта течения. Две задачи, решаемые этим методом. Точность счисления при течении: формулы точности для угла сноса и для скорости. Табл.2.18 МТ-2000.

31. Совместный учёт течения и ветра. Прямая и обратная задачи. Точность счисления при совместном учёте дрейфа и течения: ошибки определения пути судна и в пройденном расстоянии. Коэффициент точности счисления.

32. Определение пути судна по трём пеленгам одного ориентира. Аналитический и графические методы.

33. Изолинии и линии положения. Градиенты различных функций (вывод формул). Общий принцип оценки точности обсервованного  места при действии случайных и систематических ошибок. Сущность обсервации и их необходимость. Стандарты точности судовождения. Табл.4.1 МТ-2000.

34. Определение места судна по двум горизонтальным углам. Методы графических построений на карте:  с построением окружности и без, с использованием кальки, протрактора, построение гониометрической сетки. Случай неопределённости. Точность способа.

35. Определение места судна по трём пеленгам. Треугольник погрешности и причины его появления. Два способа получения истинного места и поправки компаса при наличии систематических ошибок. Решение треугольника погрешности. Нахождение вероятного места при наличии случайных ошибок.

36. Определение места судна по двум пеленгам. Порядок пеленгования. Приведение пеленгов к одному моменту.

37. Признаки наличия ошибки в поправке компаса. Определение поправки компаса по пеленгам двух ориентиров.

38. Определение расстояний в море. Определение расстояний по угловой высоте ориентира. Точность измерения расстояний. Практическое определение расстояний по угловой высоте предмета на малых расстояниях: а) когда вертикальный угол измеряется от уреза воды до вершины ориентира; б) когда угловая высота измеряется от основания ориентира до его вершины, и в) когда ориентир удалён от береговой черты и вертикальный угол измеряется от уреза воды до вершины ориентира.

39. Определение расстояний по угловой высоте ориентира, когда расстояния до ориентира  большие и вертикальный угол измеряется между видимым горизонтом и вершиной ориентира. Вывод формулы. Табл.2.7.МТ-2000 (Табл.29 МТ-75).

40. Определение места судна по двум расстояниям. Порядок измерения расстояний. Приведение измерений к одному моменту. Точность способа. Определение места судна по трём расстояниям. Приведение измерений к одному моменту. Место судна при наличии систематической ошибки.

41. Определение места судна по пеленгу и расстоянию до одного и до разных ориентиров. Точность способа. Очерёдность пеленгования и измерения расстояния в зависимости от положения ориентира относительно судна. Определение места судна по горизонтальному углу и расстоянию Точность способа.

42. Определение места судна по пеленгу и горизонтальному углу. Приведение к одному моменту. Практическое выполнение и получение места на карте. Точность способа  (формула через измеренный угол). Определения места судна по створу и пеленгу, по створу и расстоянию.

43.  Определение места судна способом крюйс-пеленга. Получение счислимо-обсервованного места судна. Практическое выполнение. Крюйс-пеленг с поворотом, при дрейфе, на течении и при совместном учёте дрейфа и течения.  Точность крюйс-пеленга. Влияние неучтённого течения на точность крюйс-пеленга.

44. Определение траверзного расстояния. Способ разновремённых пеленгов двух ориентиров. Определение места судна способом крюйс-расстояния. Точность крюйс-расстояния

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1.  Чтение карты.

2.  Прокладочный инструмент и его выверки.

3.  Расчёт длины одной минуты дуги меридиана.

4.  Морские единицы длины и скорости.

5.  Задачи на РШ и РД.

6.  Задачи на расчёты, связанные с дальностью видимости горизонта и дальностью видимости предмета в море.

7.  Системы деления горизонта.

8.  Соотношения между курсом, пеленгом и курсовым углом.

9.  Приведение склонения к году плавания.

10.  Расчёт девиации по сличению курсов.

11.  Расчёт расстояния до отдалённого предмета для определения девиации.

12.  Расчёт поправки лага и коэффициента лага.

13.  Расчёт возможной ошибки в счислимом месте.

14.  Аналитический учёт течения.

15.  Перевод и исправление румбов.

16.  Расчёт точности определения места судна всеми навигационными способами.

17.  Расчёт ПУ при дрейфе.

18.  Расчёт Т и ОЛ в момент траверза объекта.

19.  Расчёт Т и ОЛ в момент открытия (скрытия) маяка

20.  Система МАМС

21.  Определение расстояния по вертикальному углу

Министерство Транспорта Российской Федерации

                       Федеральное агентство морского и речного флота

        Государственная Морская Академия им. адмирала С.О.Макарова

                                            Кафедра Судовождения

БИЛЕТ №  1

Дисциплина: НАВИГАЦИЯ И ЛОЦИЯ

1  .  Определение скорости судна по частоте вращения винта. Мерная линия и требования, предъявляемые к ней. Формулы определения скорости судна на пробеге и частоты вращения винтов на пробеге по суммарному счётчику оборотов. Уменьшение влияния течения. Формулы определения скорости судна и частоты вращения винтов при постоянном, равномерно и неравномерно изменяющемся  течении. Формула акад. А.Н.Крылова. Графики и таблица, составляемые по результатам скоростных испытаний. Формула определения пройденного расстояния в море. Табл.2.15 и 2.16 МТ-2000. (Приложения 2 и 3 МТ—75).

.

2.   Определение места судна по пеленгу и горизонтальному углу. Приведение к одному моменту. Практическое выполнение и получение места на карте. Точность способа  (формула через измеренный угол). Определения места судна по створу и пеленгу, по створу и расстоянию.

3  .Задача

 Начальник кафедры                                                 Экзаменатор